21 декабря 2018 18:30

Виктор Шеремета: Будет господдержка и земля — появится больше легальных фермеров

Заместитель министра агрополитики и продовольствия — о поддержке малого фермерства, легализации единоличников и своем опыте перехода из «полей» во власть

Виктор Шеремета: Будет господдержка и земля — появится больше легальных фермеров

2018 подходит к концу — самое время подводить итоги работы аграрного комплекса. iAgro провел серию интервью с руководством Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, чтобы расспросить о том, что сделано за прошедший год и о планах на будущее. Первым на наши вопросы ответил заместитель министра аграрной политики и продовольствия Виктор Шеремета, отвечающий за развитие фермерства и его государственную поддержку. В беседе с iAgro он рассказал, какой объем государственной помощи получат в этом году крестьяне, а также — о новых направлениях дотаций, которые будут побуждать фермеров легализовать свой бизнес, и о том, почему важно помогать в первую очередь мелким производителям.

Согласно статданным, за год — с ноября 2016 по ноябрь 2017 — количество фермерских хозяйств в Украине увеличилось на 455 единиц — до 34,1 тыс., а с 1 января 2018 года по 1 октября 2018 — еще на 500 единиц. Прокомментируйте эту динамику. Вы ею довольны?

Конечно, мы бы хотели, чтобы фермерских хозяйств создавалось больше. Но существуют объективные причины, сдерживающие этот процесс — отсутствие земли и финансовых ресурсов. Эти две составляющие влияют на развитие фермерства: есть средства и есть земля — ​​будет и фермер.

Будет ли увеличиваться динамика появления новых фермерских хозяйств?

С ноября мы ввели два дополнительных направления государственной помощи — прямую поддержку новосозданных фермерских хозяйств в размере 3 тыс. гривен на 1 гектар (максимально — 60 тыс. гривен на одно хозяйство), и бюджетную субсидию на каждого члена ФХ в размере 5,5 прожиточного минимума (до 30 тыс. гривен на хозяйство). Взрывного эффекта мы не ожидаем, поскольку со стороны фермеров все же есть определенное недоверие: выплатят средства или нет. Но как только все увидят, что проплаты идут без задержек, процесс пойдет активнее.

Есть мнение, что увеличение количества фермерских хозяйств произошло за счет выхода из «тени» фермеров, которые уже работают. Есть ли предпосылки для дальнейшей их легализации в последующие годы? Или речь идет все же о новых ФХ, созданных с нуля?

Государственная поддержка, безусловно, способствует тому, что все больше фермеров выходят из «тени» и идут регистрироваться. Введение дотирования на гектар будет стимулировать еще большее количество игроков регистрироваться и работать официально. Особенно это касается небольших хозяйств, которые работают в «тени» и поэтому вынуждены продавать свою продукцию на треть дешевле официальной цены.

Вы фермер с более чем 20-летним стажем. На вашем собственном опыте — какой период для фермеров в Украине был наиболее благоприятным? А какие годы — самыми сложными?

Наиболее благоприятный период — это 1990-е годы. Я не попал в ту волну, но многие из моих коллег, которые создавали тогда свои фермерские хозяйства, получали беспроцентный кредит и компенсацию на приобретение первого автомобиля, трактора, на строительство помещений, подведение электроснабжения. Ситуация для фермеров начала ухудшаться после 2010 года, когда очень интенсивно начали развиваться крупные агрохолдинги. Тогда стало затруднительно.

В августе был подписан закон о стимулировании создания и деятельности семейных фермерских хозяйств. К тому времени в Украине было зарегистрировано менее 1 тыс. таких хозяйств. Фиксируете ли вы какие-то сдвиги в увеличении их количества после принятия документа?

Этот закон начнет действовать в следующем году. И здесь также людям нужно сначала увидеть положительный пример. Если они убедятся, что сосед получает компенсацию по единому социальному взносу (ЕСВ), ему идет учет социального страхового стажа, то это будет толчком.

Но я не ожидаю, что количество семейных фермерских хозяйств возрастет слишком стремительно — хотя в законе есть налоговое преимущество (четвертая группа налогообложения). Но по этой группе облагаются налогом как семейные фермерские хозяйства, так и крупные агрохолдинги, и поэтому слишком больших преимуществ для семейных ферм я не вижу. Этот закон нам еще надо доработать, и мое личное мнение — мелких собственников следует перевести в отдельную группу налогообложения, в которой были бы более льготные условия по сравнению с агрохолдингами. Это мировая практика: мелкому производителю — наиболее благоприятные условия.

Сколько в итоге использовано из 1 млрд гривен, заложенных в 2018 году на развитие фермерства? Объясните этот результат.

Этот вопрос многие задают, но никто не спрашивает: а сколько хозяйств воспользовались государственной помощью? Можно было бы без ограничений этот 1 млрд гривен помощи выдать одному хозяйству и отрапортовать — все деньги освоены. Но правильно ли это?

Когда мы разрабатывали программы поддержки фермеров, ввели на все направления определенные ограничения: по семенам — 30 тыс. гривен в одни руки, по частичной компенсации процентных ставок по кредитам — размер кредита не должен превышать 9 млн гривен, по кооперативам — только до 3 млн гривен компенсации. И это в определенной мере сдерживало полное использование средств. Когда до конца года фермерам будут выплачены все деньги, то с 1 млрд гривен по всем направлениям будет использовано 150 млн гривен, плюс через Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств фермеры получат еще 40 млн гривен. Но следует также добавить, что крестьяне-единоличники, которых на сегодня более 100 тыс., воспользовались субсидией на выращивание молодняка крупного рогатого скота — по итогам года эта сумма превысит 200 млн гривен. А еще надо учесть, что фермеры пользовались двумя источниками государственной помощи при покупке техники: 15% компенсации стоимости техники получали из «фермерского миллиарда», а 25% — из общей программы, где они приняли еще около 100 млн гривен. А еще есть господдержка садоводства, которая позволила привлечь фермерам десятки миллионов гривен, и животноводческое направление…

То есть, если обобщить, то сумма полученных фермерами средств составит более 400 млн гривен. Мы ставили цель сделать более широкий охват фермеров государственной помощью, и на сегодня подано заявок от более чем от 4,5 тыс. юридических лиц, а по физическим лицам еще два месяца назад было 103 тыс. заявок.

В октябре 2018 исполнился год с момента назначения вас заместителем министра. Те цели, которые вы себе ставили на этот период — они достигнуты? Чем вам пришлось пожертвовать? Усложнились ли у вас отношения с кем-то из представителей фермерской среды?

Большинство того, что было наработано и ассоциацией фермеров, и мной лично, удалось сделать. По частичной компенсации стоимости семян — это было мое предложение. Академия аграрных наук жаловалась, что у них нет ресурсов, поэтому и появилась идея дать фермеру компенсацию за семена отечественной селекции, а доля этих денег в результате через фермера пошла и на науку.

А что не удалось… Была идея помочь тем единоличникам, которые занимаются молочным скотоводством. Я работал в деревне и знаю, что особенно в отдаленных районах такая деятельность часто является основным источником финансовых поступлений. Сейчас в этом секторе идет стремительное сокращение поголовья, и мы еще не нашли способ, как помочь таким крестьянам. Моя идея заключается в том, чтобы те, кто держит три или более коровы, могли получать государственную субсидию. Это позволит закупить доильный аппарат и холодильник, и тогда уже произведенное единоличником молоко будет не второго сорта, которое он продает по дешевке переработчику, а высшего или даже «экстра» класса. И второе, чтобы я еще хотел сделать — ввести компенсацию фермерам при строительстве небольших ферм, например, на 10 коров.

Из перспективных направлений стоит назвать создание аграрного реестра.Так делается везде в мире: все крестьяне-получатели государственной помощи внесены в реестр, и им не надо каждый раз подавать кипу документов на получение государственной помощи, надо только заполнить заявку. [И.о. министра] Максим Мартынюк поддерживает эту идею, и уже разрабатывается соответствующий законопроект. Также есть идея создания выплатного агентства. Потому что сейчас я отвечаю за разработку порядков получения госпомощи, разъясняю фермерам, как получить эти средства, затем подписываю выплатные реестры, а потом еще и провожу выплаты. Я уже неоднократно говорил, что когда все это в одних руках — это неправильно. Вот когда будут созданы реестр и агентство, я буду считать, что я свою миссию выполнил.

Что касается отношений с фермерской средой, то у нас фермеры испокон веков неприязненно относились к власти. Но я сам фермер, меня сюда просто рекомендовали. Поэтому с подавляющим большинством фермеров у меня доброжелательные отношения. Возможно, кое-кто при предыдущей власти пользовался определенными преференциями, был обогрет ею, он сегодня говорит о том, что все делается неправильно. Я бы такого спросил: а что вы сделали в свое время? Или — предложите что-то. Но конструктива от таких людей нет, и их — единицы. Хотя они к земле не имеют отношения и не работали на ней, но они прикрываются фермерским движением, бьют себя в грудь и рвут на себе рубашку, рассказывая, как все плохо.