Кабмин внес в парламент проект бюджета-2018. Чиновники уложились в сроки — по закону бюджет должен появиться в парламенте до 15 сентября.
Правительство называет свое детище "бюджетом развития". В нем учтены основные реформы — пенсионная, образования и медицины.
С другой стороны — в бюджете много цифр, реалистичность которых вызывает вопросы. Нет в нем и давно обещанной "фишки" — среднесрочного планирования или расчета на три года вперед.
Тут у Минфина вроде как есть оправдание – бюджетная декларация в которой прописаны потолки по расходам на 2018-2020 гг. не принята парламентом. Но, как уверяют в министерстве, проект бюджета все же рассчитан с учетом указанных в ней цифр.
Однако этот факт можно рассматривать и под другим углом: Минфину не удалось провести среднесрочное планирование через парламент.
ЭП разбиралась в том, чего ждать украинцам от нового бюджета.
Как уточнили ЭП в Минфине, МВФ получил и изучает бюджет. "Пока проект сметы не вызвал принципиальных критических замечаний со стороны кредитора", — уверяют в министерстве.
В основе проекта сметы такие макропрогнозы: ВВП – 3%, инфляция – 7%, курс доллара – 30,1 доллара.
Эксперты называют макропрогноз консервативным.
"Мы ожидаем рост экономики на 3,4% в 2018 году, среднегодовой курс даже ниже 29 грн. за доллар по базовому сценарию, тогда как у правительства заложен 29,3. То есть бюджетный прогноз правительства даже выглядит консервативным, что правильно для построения фискальной политики", — сказал в комментарии ЭП главный экономист Альфа-банк Украина Алексей Блинов.
Наиболее спорный момент: удастся ли достичь инфляции 7% на конец 2018 года.
"Наш прогноз по инфляции — 9%. Но в данном случае позиция правительства не нарушает заявленные НБУ таргеты и это верно. К тому же если инфляция по факту окажется выше, это будет способствовать лучшему выполнению бюджета", — отмечает эксперт.
Параметры бюджета на следующий год таковы: доходы — 877 млрд грн, расходы — 948,1 млрд грн, дефицит — 2,4% ВВП или 77,9 млрд грн.
Ожидается, что в следующем году доходы бюджета увеличатся на 13,8% по сравнению с текущим годом.
Что важно?
Во-первых, прогноз Минфина по традиции более оптимистичен, чем прогноз Государственной фискальной службы.
По информации ЭП, в 2018 году фискалы ожидали более скромных налоговых поступлений общего фонда госбюджета, а именно – 668,3 млрд грн., в том числе доходы от налоговых поступлений на уровне 358,6 млрд грн, таможенных – 309,7 млрд грн.
Минфин же предполагает, что общий объем налоговых поступлений составит 747,5 млрд грн., в том числе план по общему фонду - в 714,5 млрд грн.
Во-вторых, введение налога на выведенный капитал со следующего года откладывается. По словам министра финансов Александра Данылюка, его введение приведет к убыткам бюджета на 35-40 млрд грн и компенсировать эти потери нечем.
Министр считает, что их компенсировать можно только исключительно за счет сокращения расходов, но никак не за счет увеличения налогов. В любом случае, выполнение обоих вариантов проблемно, законодательство под эту налоговою новацию не готово.
Изначально законопроект о налоге на выведенный капитали разработали эксперты на базе комитета по вопросам налоговой политики. Позже одноименный проект закона подготовил Минфин. Но ни один из документов не был принят.
В-третьих, Минфин намерен прекратить таможенный эксперимент в нынешнем его виде. Напомним, в этом году 50% собранных сверх плана поступлений направлялись в областные бюджеты на ремонт дорог.
Минфин его не приветствует. "Это государственные платежи. В них нет функциональной специфики регионов и у бюджета нет стимулов отдавать эти средства областным бюджетам", — объяснил собеседник издания в Кабмине.
Минфин против эксперимента. В этом году, чтобы меньше отдавать регионам, Минфин пошел на фискальный маневр — увеличил индикативные планы по таможенным платежам.
Так, если в первом полугодии на ремонт дорог областным бюджетам доставались крупные суммы, например, в январе – 600 млн грн, марте – 1,7 млрд грн, июне – 1,5 млрд грн, то в августе им перепало только 100 млн грн.
Вместо эксперимента с 2018 года появится дорожный фонд. Средства фонда будут тратиться по двум основным статьям расходов: 13,5 млрд грн пойдет на ремонт и строительство дорог общего государственного значения, 11,4 млрд грн в виде субвенции Кабмин выделит местным бюджетам на дороги коммунальной собственности и местного значения.
В-четвертых, это уже традиционный вопрос — доходы бюджета от акцизов.
В последние годы повышение акцизов на табак и алкоголь было обычным способом пополнения бюджета. В этом году этот источник исчерпал себя, так как в течение года наблюдалось недовыполнение плана по доходам от акцизов.
"В 2017 акцизы увеличены на 20%. По плану за шесть месяцев этого года должны были собрать 3,5 млрд грн. от акциза на алкоголь, а в итоге собрали 2,5 млрд грн. Можно спрогнозировать, что к концу года получится собрать около 5 млрд грн., а это уровень 2015 года, когда было собрано 5,5 млрд грн", — говорит глава ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк.
По его словам, результат такой политики имеем более 20% падение производства и уменьшение поступлений в бюджет.
"Сейчас речь о повышении на 12%. 12% — это увеличение акцизного сбора почти на 15 грн и оно ляжет на потребителя. Стоимость бутылки водки 0,5 л составит 87-89 грн, теневой рынок возрастет до 60%. Наша позиция проста: снизить теневой рынок до уровня европейского, убрать авансовые платежи по акцизам и после этого увеличивайте ставки", — озвучивает позицию рынка глава ассоциации.
На табачном рынке схожие тенденции. За семь месяцев этого года табачный производитель-компания JTI фиксирует сокращение налоговой базы на 22%, сокращение производства на 10%.
Правда, в этих трендах "сидит" комплекс факторов: это и повышенные ставки, и перебои в работе компании "Тедис", и фактор нелегального экспорта/производства.
Теневой рынок в этом году возрос до 2,6%, в 2016 году он составлял 1,1%.
Вместе с проектом бюджета, Кабмин внес законопроект о приближении ставок на табачные изделия к минимальному уровню, который действует в ЕС.
Согласно обязательствам Украины перед ЕС, удельный вес акцизного налога в средневзвешенной розничной цене табачных изделий должен составлять как минимум 60%. При этом сумма акцизного налога — не менее 90 евро за 1 тыс. штук.
Руководствуясь этим, Минфин повышает акцизы на табак, но привязывает их к евро. Бизнес эту инициативу не поддерживает.
"Существуют значительные риски девальвации. Мало кто может взять на себя смелость спрогнозировать курс гривны через 2-3 года. Де-факто эффективная ставка может возрасти не на 30%, а более чем на 50% (здесь учитывается и инфляция, и девальвация, и гармонизация к ставкам ЕС)", - прогнозирует менеджер по вопросам фискального регулирования JTI Украина Андрей Фита.
В-пятых, в следующем году ожидается снижение поступлений от ренты. В этом году план по доходам от ренты выполнить не получается, в том числе из-за сокращения поступлений по договорам о совместной деятельности.
Бюджет-2017 | Бюджет-2018 | |
Доходи | 771 | 877,04 |
Податкові надходження | 630,1 | 747,6 |
Податок на прибуток підприємств | 67,1 | 72,3 |
Рента | 49,6 | 46,5 |
Акциз, у тому числі | ||
Акцизний податок з вироблених в Україні підакцизних товарів | 71,5 | 79,6 |
Акцизний податок з ввезених в Україну підакцизних товарів | 41,7 | 46 |
ПДВ | ||
Податок на додану вартість з вироблених в Україні товарів (робіт, послуг) з урахуванням бюджетного відшкодування | 81,6 | 85,9 |
Податок на додану вартість з ввезених на територію України товарів | 221,3 | 297,8 |
Ввізне мито | 23 | 26,2 |
Вивізне мито | 0,5 | 0,5 |
Екологічний податок | 1,7 | 1,8 |
Теги: Министерство финансов, Финансы |