04 июня 2007 09:50

Природный эликсир здоровья

Молочная отрасль нуждается в крупнотоварном производстве

Природный эликсир здоровья

Молочная отрасль Украины в последние пару лет переживает сложные времена — произошел существенный спад производства. Его основной причиной является эмбарго на поставки в Россию украинской мясомолочной продукции. Правда, последние полгода сгладили негативную динамику. Недавно перед прессой отчитывался представитель Союза молочных предприятий Украины (СМПУ), прогнозирующий рост производства в 2007 году на 6—7%. Это означает, что объем рынка молока в этом году составит $2,3 млрд.

 

Производство

В Украине без малого полтысячи молокопереработчиков. Из них, по данным 2006 года, порядка 370 предприятий реально работали, но половина имела проблемы с рентабельностью. В основном в отрасли преобладают мелкие предприятия: из всей массы только 15 могут назвать себя гигантами (переработка 10—35 тыс. т в год).

Концентрация производства в молочной отрасли проходила, как и везде в пищепроме, в результате войн за сырье, завышения или занижения закупочных цен, использования теневых схем. В итоге местные заводы разорялись или вливались как отделения в крупные. В настоящее время ожидается дальнейшая концентрация. Причем некоторые эксперты прогнозируют сохранение нескольких десятков самых живучих производителей.

Большое влияние на развитие отрасли оказало внезапное закрытие рынков сбыта (Россия). Появление избытка молока на внутреннем рынке вызвало падение закупочных цен. По данным АМКУ, в ряде районов (Западной Украине, на Черкасщине, Сумщине) цены упали в полтора раза — с 900—1000 до 600 грн./т, при этом происходили массовые нарушения при документировании закупок. Это повлекло дальнейшее уменьшение поголовья. К 2007 году, по данным, например, французских экспертов MINEFI, зафиксировано четырехкратное уменьшение поголовья по сравнению с 2006 годом. При этом произошла инверсия по формам собственности: с 75:25% общественного и частного скота до 25:75%. В итоге свыше 80% сдаваемого молока теперь идет от частников (со всеми санитарными последствиями).

Отметим, что эффективность молокопроизводства в Украине вызывала вопросы еще в советские времена — тогда отрасль обвиняли в ставке на экстенсивное развитие. Очень убедительно звучали голоса апостолов перестройки о вдвое низших, чем в лучших зарубежных хозяйствах, надоях: например, средний по Союзу показатель в 2,8 т на корову не конкурировал с "витринными" фермами Западной Европы — 5—6 т на корову. Но после реформ на селе, в 90-е, надои упали почти вдвое (до 1,6 т), тогда как согласно Украгроинвесту, фермы Голландии и Израиля получают с каждой буренки 11 т. И хотя сейчас отдельные наши хозяйства умудряются получать по 4—5 т с коровы, в основном отставание от заграницы усугубляется.

Говоря о структуре производства и рынка молокопродуктов, можно сказать, что доля сыра в общем молокопроизводстве составляет 41—42%, масла и молока по 15—20%, консервов — 10%, творога — 4%, сметаны и казеина — по 1%.Остальное — кисломолочные продукты, сметана и йогурты.

Экспорт и импорт

Эмбарго со стороны РФ изменило структуру экспорта в 2006 году, но в этом году, похоже, произойдет внешнеторговая релаксация до структуры 2004—2005 годов. А именно: до 60% продукции предназначается для внутреннего рынка, а 40—42% — на экспорт. Таким образом, как и ранее, экспорт охватывает очень весомую долю произведенного. Причем, по мнению аналитиков, в 2007 году он вырастет с $0,73 до $0,8 млрд., т.е. на 10%. В объемных показателях, имеем за 2005—2006—2007 годы: 240—370—400 тыс. т. То есть даже при введении эмбарго экспортные показатели демонстрировали неплохую динамику. Если смотреть по стоимости, то половина экспорта — твердые сыры, четверть — молоко и сливки, 7% составляет масло и 3% — консервы.

Потребление импортной продукции незначительно, но игнорировать его также нельзя. Например, если отечественной продукции съедается за год на 6,2 млрд. грн., то импортной — на 0,35 млрд. грн. Это 5% от отечественного показателя. Импорт на 71% (24,7 тыс. т) состоит из поставок российских или производящих свою продукцию в России иностранных компаний ("ВиммБилльДанн", Campina), по 1,5—2% занимают польские (Danone), немецкие (Ehrmann), а также швейцарские, австрийские и венгерские компании. Примерно 16% общего импорта составляют творожные десерты, значительная доля йогуртов.

Потребление

По последним данным Союза молочных предприятий, потребление на внутреннем рынке в нынешнем году существенно вырастет — примерно на 10% — до $1,5 млрд.

По данным французских экспертов, треть потребления стабильно занимает собственно молоко, еще 44% — свежие молокопродукты и лишь 13% — твердые сыры, масло (7%), сметана (4%). Половина населения делает покупки молокопродуктов раз в 2—3 дня, 27% — ежедневно. В существенном меньшинстве те, кто покупает от случая к случаю (13%) и раз в неделю (14%). Учитывая ежегодный рост потребления не менее 10%, можно заключить, что рынок перспективен для поставщиков молокопродуктов. Среднедушевое потребление растет на 3—4% в год.

Тем не менее это далеко не советские и даже не европейские уровни потребления. С 1991 года украинцы начали покупать молочной продукции в несколько раз меньше, чем при советской власти. Статистика при этом противоречива. По одним данным, потребление сейчас составляет 120 кг на душу населения, по другим — 228 кг. В любом случае от Европы и от рациональных норм мы отстаем — 268 кг.

Что касается цен, то благодаря эмбарго и перенасыщению рынка молокопродуктами (прежде всего сыром, маслом, сухим молоком) они растут не так резко, как могли бы. Операторы считают, что значительного роста потребления не будет даже в случае снижения цен в полтора раза. В то же время возможное падение цен, по мнению производителей, нанесет серьезный удар по отрасли и приведет к еще большему сокращению поголовья молочного скота.

Проблемы качества

Торговая война и вынужденный поиск новых рынков вне Украины заставили государственные органы обратить внимание на качество местных производителей молокопродуктов. Накануне 2007 года Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона о качестве молокопродуктов. Закон, в частности, изменяет порядок государственной поддержки экспортеров и поощряет строгое соблюдение санитарных и прочих норм в молокопроизводстве. Планируется также способствовать приближению производственных стандартов к общеевропейским.

Это удовольствие стоит весьма недешево: по самым скромным оценкам, необходимо не менее $0,7 млрд. для реконструкции национальной заготовительной системы, которая сейчас способна "пропускать через себя" менее половины молока от населения. Ликвидация колхозов и совхозов привела к возникновению посредников, ценовым трениям в звене "производитель—заготовитель", загрязнению продукции на пути к заводу, недобросовестной конкуренции. В частности, появились новые возможности (например, для удешевления продукции) заниматься фальсификацией или снижением ее качества.

Если с качеством украинских йогуртов и кисломолочных продуктов пока вроде все хорошо (и даже лучше, в сравнении с западной "химией"), то с маслом проблемы лишь накапливаются. Модным стало добавлять в него растительные и прочие жиры и гордо называть это "маслом вершково-рослинним". Последние два слова пишутся в самых малозаметных местах маленькими буквами.

По данным специалистов, "маргариномасло" уже доминирует на рынке и популярно за счет сравнительной дешевизны — на 20—30% дешевле "оригинала". На самом деле оно должно стоить еще меньше, поскольку маслозаменители доставляются неведомыми контрабандными "тропами" из Северной Европы (где маргарины популярны, но никто их маслом не называет). На сигналы потребслужб законодатели и население реагируют вяло.

Еще одна проблема с маслом (и, видимо, сырами) — "реэкспорт" из России, который, естественно, не отличается особой свежестью. Эксперты недовольны также качеством украинских сыров. Считается, что из-за несовершенства производственных мощностей и несоблюдения санитарных норм большинство из них не выдерживаются по технологии.

P. S. По мнению представителей Союза молочных предприятий, одной из важнейших задач правительства должно стать развитие крупнотоварного производства сырья для молочной отрасли. Слова "укрупнение" и "господдержка" все чаще звучат там, где их еще недавно связывали с пережитками прошлого. Как говорится, новое — это хорошо забытое старое.

 

НОВОСТИ / Агрорынок