08 июня 2007 15:15

У производителей алкоголя двоится в акцизах

ГНАУ предлагает ввести отдельные марки для водки и других спиртных напитков

У производителей алкоголя двоится в акцизах

Государственная налоговая администрация (ГНАУ) предлагает ввести отдельные акцизные марки для водки и другой ликеро-водочной продукции. Такое разделение, по словам первого заместителя главы ГНАУ Вадима Кайзермана, усложнит продажу на теневом рынке крепкого алкоголя под видом слабоалкогольной продукции. Участники рынка говорят, что новые марки вряд ли снизят долю теневого рынка, так как риск их подделки все равно сохранится.


Вчера первый заместитель главы ГНАУ Вадим Кайзерман сообщил, что руководство налоговой администрации обратилось в Кабинет министров с предложением ввести отдельные виды акцизных марок на водку и ликеро-водочные изделия. По словам господина Кайзермана, на сегодняшний день в стране существует единая акцизная марка для алкогольных напитков с содержанием спирта до и свыше 25%. В то же время размер акциза зависит от содержания спирта в продукции и ее объема. "Например, на 0,5 литра идет 200 граммов спирта, а акциз составляет пятую часть от литра",– пояснил источник Ъ в ГНАУ. Именно этот фактор, по словам первого заместителя главы ведомства, приводит к использованию теневых схем, когда предприятия, покупая спирт для алкоголя крепостью до 25 градусов, используют его для производства водки.
В качестве примера Вадим Кайзерман рассказал, что из общего объема спирта, используемого для производства алкогольной продукции в стране, около 40% идет на слабоалкогольную продукцию. Однако в Хмельницкой и Полтавской областях, по его словам, эта цифра достигает 100%, а в Харьковской и Донецкой – 91% и 86% соответственно. С помощью нововведений налоговики намерены сократить количество фальсифицированной водки, продаваемой под видом слабоалкогольной продукции, что одновременно приведет к росту поступлений в бюджет от уплаты акцизного сбора. Конкретные суммы возможных доходов бюджета в ГНАУ не называют, но отмечают, что размер теневого рынка алкоголя составляет около 20%. "Хотя в 2001-2002 годах доля теневого объема водки оценивалась экспертами в 50-60 процентов от общего объема производства водки",– напомнил господин Кайзерман.
По данным ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" (СОПАТ), в 2006 году объем украинского рынка крепкого алкоголя составил 32 млн дал (общее производство водки и ликеро-водочной продукции крепостью более 8,5% – 49,4 млн дал), доля теневого оборота – 18-20%.
Источник Ъ в ГНАУ уточнил, что суть инициативы руководства ведомства – разделить марки на те, которыми будет отмечаться алкогольная продукция крепостью от 25 до 37 градусов и продукция крепостью свыше 37,1 градуса с обязательным указанием содержания спирта в продукции. В начале мая глава ГНАУ Анатолий Брезвин предполагал, что такие марки могут быть разных цветов.
Вице-президент СОПАТ Юрий Жихарев поддерживает инициативу ГНАУ, однако считает, что ожидаемого эффекта получить не удастся. По его словам, даже после выпуска новых марок остается значительный риск использования поддельных. "Марка может быть привезена из-за границы, причем такого качества, при котором очень трудно будет установить, что она поддельная,– сказал Ъ господин Жихарев.– Этот фактор нивелирует нововведение". Один из участников рынка предположил, что решить проблему можно путем лишения производителя лицензии на право изготовлять алкогольную продукцию или приватизации спиртовых заводов. "Логично было бы гарантировать качество водки наличием у производителя собственной перегонки, как, например, за границей",– сказал директор по маркетингу одной из винных компаний.

Автор
КоммерсантЪ (Украина)
НОВОСТИ / Агрорынок