02 сентября 2005 18:27

Идеологическая несовместимость членов Кабмина усиливается

Идеологическая несовместимость членов Кабмина усиливается

Холодная война между правительственными либералами и администраторами набирает обороты. Не успело Минагрополитики заявить о необходимости повышения минимальных цен на свеклу и сахар, как Кабмин вознамерился ликвидировать институт в принципе.

Более высокая рентабельность производства сахара из тростника вынуждает государство проводить протекционистскую политику в отношении отечественного производителя, в первую очередь крестьян, возделывающих трудоемкую свеклу.

В частности, на страже их интересов -- институт минимальных цен. Его суть в том, что государство устанавливает котировки, ниже которых заводам запрещается покупать у аграриев сырье. Аналогичная система действует в отношении сахара: легально торговать им ниже минимальных цен нельзя. Цифры таковы: в апреле нынешнего года Кабмин установил минимальную цену на сахарную свеклу на уровне 141,6 грн./т без НДС, на сахар -- 1 975 грн./т.

Следует отметить, что в целом неплохой механизм работает лишь в том случае, если рыночные расценки опускаются ниже «минимума». В нынешнем же году заоблачный взлет стоимости сладкого товара оставил установленную правительством планку вне зоны риска для села.

Казалось бы, извечный плач Ярославны на сельском валу по поводу диспаритета цен и отрицательной рентабельности агробизнеса должен кануть в Лету. Тем не менее, разговоры о защите интересов крестьянства лишь усилилась.

Не так давно Юлия Тимошенко поручила Министерству агрополитики до 29 августа разработать ценовую политику в отрасли на 2006 год. Конечно же, с учетом интересов производителей сахара и свеклы. А Кабмин в целом заявил о намерении в течение десяти дней разработать госпрограмму развития отрасли и преодоления кризиса на рынке сахара.

Не осталось безответным и главное сельскохозяйственное ведомство страны. Оно объявило о необходимости повысить минимальные цены на свеклу и готовый продукт из-за удорожания ресурсов -- топлива и минеральных удобрений. Министр агрополитики Александр Баранивский сообщил, что, по предварительным расчетам, неплохо было бы оценить свеклу в 225 грн./т, а сахар -- в 3 150 грн./т.

Также Барановский отметил, что если в этом году будет низкая цена на сахарную свеклу, весной из-за нерентабельности аграрии резко сократят посевы данной культуры.

Минагрополитики не стало мешкать и сразу же обратилось в Кабмин с предложением утвердить новые минимальные котировки. Другая идея состояла в том, чтобы Кабмин рекомендовал Совмину Крыма и обладминистрациям устанавливать граничный размер торговых надбавок на сахар при реализации в розничной торговле не выше 15% от уровня оптово-отпускных цен.

Заводчане восприняли предложение МинАП отнюдь не с чувством глубокого удовлетворения. Национальная ассоциация «Укрсахар» заявила, что в этом маркетинговом году лучше удержаться от изменения минимальных цен, разве что повысить их на процент инфляции. Председатель правления структуры Николай Ярчук отметил: ассоциация поддерживает повышения минимальный цен на свеклу и сахар, но только на следующий, 2006-07 маркетинговый год.

Однако реакция правительства оказалась совершенно неожиданной и, по мнению наблюдателей -- удивительно либеральной. Вряд ли менеджмент МинАП ждал такого вот конца: Кабмин не только не пошел навстречу очередным попыткам нерыночного влияния на цены, но предложил ликвидировать систему минимальных цен в принципе.

Правительство намерено отменить установление граничного размера квот поставки сахара на внутренний рынок и минимальных цен на него, а также на сахарную свеклу, которая будет поставляться для производства продукта в рамках этой квоты, говорится в проекте постановления «О признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета министров Украины».

Основная цель документа, по мнению его авторов -- приведение регуляторных актов Кабмина в соответствие принципам государственной регуляторной политики, а также устранение преференций, которые предоставляются отдельной отрасли, содействие развитию конкуренции на внутреннем рынке сахара.

«Опыт предыдущих сезонов показывает, что механизм поддержки внутренних цен на сахар путем введением минимальных закупочных цен на свеклу и оптовых цен на сахар приводит лишь к потерям со стороны сахарных заводов. В случае принятия решения об увеличении минимальных цен на свеклу и сахар, в следующем сезоне потери заводов могли бы быть еще большими. В бюджете на 2005 год денег на компенсацию ставок по кредитам не предусмотрено, кроме того, вызывает большое сомнение закупка Госрезервом и Аграрным фондом сахара в 2005 году», -- сообщили в Украинской аграрной конфедерации, руководимой бывшим вице-премьером по аграрным вопросам Леонидом Козаченко.

Содействовать падению внутренних цен на сахар в начале нового сезона, полагают в УАК, будут и значительные объемы недавно ввезенного в Украину сырца согласно правительственным постановлениям. Товар, кстати, уже переработан и в виде сахара поступил в торговлю.

«Украинская аграрная конфедерация считает, что регуляция сектора должна базироваться лишь на рыночных механизмах, без применения искусственной, административной поддержки цен», -- полагает менеджмент конфедерации.

Вряд ли Минагрополитики сдастся без боя. Сладкая эпопея продолжается.

СПРАВКА

Квота на производство сахара для внутреннего рынка устанавливается Кабмином в начале года, в соответствии с законом о государственном регулировании рынка сахара, принятым Верховной Радой в июне 1999 года.

В июле цены на сахар в рознице повысились на 28,2% до 5,41 грн./кг по сравнению с июнем. В январе 2005-го продукт стоил около 3 грн./кг.

Всего в Украине 192 сахарных завода, их мощности рассчитаны на выпуск 5 млн. тонн товара в год. Емкость внутреннего рынка продукта -- 2 млн. тонн в год.

НОВОСТИ / Агрорынок