10 июля 2018 16:31

Лидеры зернотрейдинга могут получить компенсацию на вагоны-зерновозы

Это поможет преодолеть вагонный дефицит, но не облегчит жизнь средних и мелких производителей

Лидеры зернотрейдинга могут получить компенсацию на вагоны-зерновозы

Крупнейшие компании-экспортеры зерновых могут получить от государства компенсацию в размере 30% стоимости приобретения железнодорожных вагонов-зерновозов. Такая норма была принята Верховной Радой 5 июля в законе, который, исходя из его названия, не имел к зерновому рынку ни малейшего отношения – «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и в некоторые другие законы Украины относительно внедрения механизма «Единого окна» и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины» (№7010).

Этот законопроект в Раду подали еще в июле прошлого года депутат Олег Крышин («Народный фронт»), глава налогового комитета парламента Нина Южанина (Блок Петра Порошенко) и член этого комитета Татьяна Острикова («Самопомич»). Однако правки к законопроекту, которые предусматривают госдотации на покупку вагонов-зерновозов, подал Олег Крышин только ко второму чтению.

За принятие этих правок ратовал и депутат из аграрного комитета Рады Олег Кулинич. По его словам, в этом году аграрии должны получить от государства дотаций на удешевление сельхозтехники на сумму 945 млн гривен, однако эти средства не будут использованы в полном объеме, поэтому и было предложено направить их на компенсацию покупки вагонов-зерновозов.

Поправки по дотациям на вагоны-зерновозы не были одобрены депутатами с первого раза – спикеру парламента пришлось несколько раз ставить на голосование этот вопрос, пока за него не набралось необходимое количество голосов.

Бенефициарами этого решения СМИ сразу назвали компанию «Кернел» Андрея Веревского. Это неудивительно, поскольку, согласно ранее опубликованному iAgro рейтингу крупнейших экспортеров украинских зерновых в 2017-2018 маркетинговом году, именно Кернел продал больше всего этих культур на экспорт – около 3 млн тонн.

Кроме того, по данным рейтинга крупнейших владельцев мощностей по хранению зерна, «Кернел» занимает первое место среди частных компаний по объему элеваторов – 2,9 млн. тонн, уступая только Государственной продовольственно-зерновой корпорации (3,7 млн тонн) и опережая UkrLandFarming Олега Бахматюка (2,7 млн тонн) и «Нибулон» Алексея Вадатурского (1,9 млн тонн).

Хотя «Кернел» и не заявлял, что намерен приобретать вагоны-зерновозы, но, чтобы оперировать такими объемами зерна и при этом не зависеть от прихотей «Укрзализныци», компании просто необходим свой собственный парк таких вагонов.

Заместитель директора по логистике «Торговый дом «Дельта Вилмар» Валерий Ткачев рассказал iAgro, что в своем желании обзавестись собственными вагонами «Кернел» не одинок. Он пояснил, что сегодня вагонный парк «Укрзализныци» насчитывает 11,5 тыс. единиц, средний возраст которых составляет 35 лет. «За время независимости «Укрзализныця» не построила и не купила ни одного зерновоза», – отметил он.

При этом у частных компаний вагонов-зерновозов становится все больше. По словам Ткачева, сегодня их уже около 7 тыс., и 3-4 тыс. из них были куплены в прошлом году. Если принятый Радой законопроект вступит в силу, то крупнейшие компании-производители зерна и зернотрейдеры воспользуются правом на компенсацию и накупят вагонов производства Крюковского вагоностроительного завода и «Днепровагонмаша». Сегодня один вагон-зерновоз стоит от 57 до 65 тыс. долларов в зависимости от вместимости – от 94 до 116 кубометров.

Валерий Ткачев отметил, что с одной стороны, этот законопроект несправедлив, поскольку предоставляет преференции только крупным игрокам аграрного рынка – средние и мелкие производители зерна не будут покупать вагоны, поскольку смогут их использовать только 3-4 месяца в году, а в остальное время – оплачивать их простой.

Однако с другой стороны, это позволит решить проблему дефицита вагонов в стране, поскольку «Укрзализныця» только декларирует намерения заняться строительством вагонов, но еще ничего не построила. К тому же, министр инфраструктуры Владимир Омелян две недели назад заявил, что считает неправильным, если «Укрзализныця» будет заниматься строительством вагонов.

Президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев считает законопроект позитивным, поскольку он позволит компаниям нарастить мощности по перевозкам зерна, а «Укрзализныце» – зарабатывать на этих перевозках. «Это пример взаимовыгодного государственно-частного партнерства. Придумка очень хорошая, потому что это дисконт для бизнеса по инвестированию в железнодорожную инфраструктуру», – сказал он. По мнению Горбачева, воспользоваться госдотациями на покупку вагонов смогут 50-70 крупнейших компаний зернового рынка.

Ткачев также напомнил о прогнозах роста валового сбора зерна в Украине – через несколько лет он может вырасти до 100 млн тонн с нынешних 60 млн тонн, а экспорт – увеличится с 40 млн тонн до 70 млн тонн. Для перевозок такого количества зерновых потребуется еще дополнительно 5 тыс. вагонов, чтобы довести их количество до 22-23 тыс. И при этом нужно учесть, что за это время часть устаревших зерновозов «Укрзализныци» будет списана.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник
НОВОСТИ / Агрорынок