13 августа 2018 13:09

Почему IT-шники и юристы начали заниматься органической ягодой

И как им обезопасить себя от убытков

Почему IT-шники и юристы начали заниматься органической ягодой

Производство органической агропродукции приобретает все большую популярность в Украине. Эта популярность уже даже отразилась на законодательном поле — в июле парламент принял соответствующий закон, а президент его подписал. Отныне органика получила четкие критерии принадлежности к этой категории, поэтому требует жесткой сертификации. Вместе с тем, на волне моды на «органичность» появляется много желающих попробовать себя в роли фермера, в надежде на сверхприбыли.

Николай Быков, консультант по внедрению проектов сертифицированного органического производства, рассказал iAgro, почему в этот бизнес идут люди из других сфер, сколько может стоить проект по выращиванию органической ягоды, и почему новые инвесторы, экономя на знаниях, рискуют потерять деньги.

Прежде всего следует отметить, что когда говорят об органическом производстве/органической продукции, то каждый может понимать это по-своему: одни имеют в виду отсутствие пашни, другие — использование биопрепаратов, третьи — неиспользование гербицида «Раундап» или неиспользование ГМО-семян.

Но, на самом деле, органическая продукция — это продукция, которая выращена четко согласно регламентов ЕС 834/2007 и 889/2008, а в настоящее время — согласно закону Украины 2496-VIII «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции», который Верховная Рада приняла 10 июля этого года. Это — основные документы, регламентирующие органическое производство и органическую продукцию.

Каждый, кто планирует заниматься органическим производством, должен понимать, что он должен будет придерживаться этих нормативных документов при производстве (выращивании и переработке), а также проходить ежегодную сертификацию (проверку соблюдения этих нормативных актов). И только после того, как сертификационный орган осуществил проверку (сертификацию) и выдал сертификат на продукцию, она может маркироваться как органическая.

Разработка технологий производства и переработки должна опираться на эти требования. То есть, производитель органической продукции должен придерживаться многих правил и стандартов, и нарушение хотя бы одного из них автоматически делает продукцию неорганической (она десертифицируется органом сертификации).

Одно из направлений органического производства — ягодничество.

В настоящее время в Украине этот бизнес растет, поэтому вызывает интерес со стороны инвесторов — даже далеких от аграрного сектора. Последние два года приходится наблюдать устойчивую тенденцию, когда органическим ягодничеством хотят заниматься и вкладывают в это деньги люди, которые заработали их абсолютно в других бизнесах. Сюда приходят IT-шники, юристы, строители, владельцы небольших торговых точек и рабочие.

СМИ пестрят статьями и новостями, как производители неплохо зарабатывают на экспорте органической продукции, и малый и средний бизнес начал активно вкладывать деньги в эту сферу. Главным образом, активность инвесторов «со стороны», которая наблюдается уже два года, вызвана тем, что другие виды бизнеса не дают таких быстрых прибылей, как раньше. Экономика притормозилась, и бизнес начал оглядываться вокруг в поисках более прибыльных сфер. Есть примеры, когда органическим земледелием решил заняться даже владелец транспортной компании, который имел несколько грузовиков, а потом начал выращивать органический фундук, и владелец магазина пиротехники, который устал ждать, пока люди начнут тратить больше денег на фейерверки.

Привлекательность органического земледелия еще и в том, что эта сфера не зависит от политического влияния, не требует серьезных связей, чтобы начать собственное дело, этот бизнес не очень интересен различным контролирующим органам, которые могли бы прийти с проверками. Соответственно — идеален для среднего класса в аграрной сфере. К тому же он — долговечен, его можно оставить детям и внукам, поскольку органические продукты всегда будут пользоваться спросом. Органическое ягодничество не требует слишком больших вложений — в среднем на 1 га нужно инвестировать около 10 тыс. евро, тогда как подавляющее большинство проектов реализуется на 5-10 га.

Но прежде чем вкладывать средства в этот бизнес, следует внимательно изучить требования к органическому производству и затем четко их придерживаться, а еще — разработать технологию выращивания. Только в таком случае стоит делать первые шаги. А начать — с аренды земли. Даже в советские времена для заделки ягодника или сада составлялись проекты, куда обязательно включали технологическую часть и технико-экономическое обоснование.

И хотя органическое ягодничество сегодня динамично развивается, далеко не все проекты оказываются успешными. Поскольку в этом бизнесе свои правила игры, и тот, кто, не зная их, начинает играть свою собственную партию, часто просто теряет деньги. К тому же на рынке очень мало положительного опыта, который можно было бы просто скопировать, чтобы проект был успешным.

Этот бизнес требует много внимания, и те инвесторы, которые ведут сразу несколько бизнесов и воспринимают органическое земледелие как нечто второстепенное, относясь к нему по принципу «я посадил, а дальше надо только ждать, пока вырастет, и можно продавать и подсчитывать прибыли» — очень часто прогорают.

Здесь важно все, начиная от выбора почвы и заканчивая удобрениями. Потому что, если ошибся на старте, весь проект может оказаться пустым. Например, я сталкивался со случаями, когда инвесторы брали в аренду на семь лет землю, которая на самом деле — почти чистый песок, и на этом участке ничего путного вырастить нельзя. Иногда берут в аренду болотистые участки или солончаки. И уже после того, как договор аренды заключен, приглашается консультант по органическому производству, который может только констатировать очевидное — на песчаных почвах можно разве что построить карьер по добыче песка, но никакая органическая ягода здесь никогда не вырастет.

Органическое ягодничество разительно отличается от остальных аграрных проектов: агрономии как таковой здесь очень мало, но много разных вопросов по инфраструктуре — необходимы системы полива, коммуникации, а еще надо наладить охрану, построить перерабатывающие мощности, производство компостов.

И в связи с этим, проектов в органическом ягодничестве, которые оказались успешными и прибыльными, на самом деле очень мало. Кроме тенденции прихода в бизнес инвесторов «со стороны» есть и другая — пока владелец не потеряет первые деньги, он правильно все делать не станет. Поэтому я часто говорю: «Почему бедный? Потому что глупый! А почему глупый? Потому что не учится!». Занимаясь консультированием в сфере органического ягодничества, я заметил такую ​​черту у инвесторов, особенно тех, кто смог заработать «быстрые» деньги — они не привыкли и не хотят учиться, и что самое главное — они не готовы платить за знания, поскольку не считают это чем-то, требующим оплаты.

Есть такой анекдот, когда владелец дорогой машины, которая никак не хотела ехать, пригласил мастера. Тот пришел, осмотрел машину и закрутил только одну гайку, после чего она поехала. За свои услуги он запросил 101 доллар. Когда же владелец спросил: «Почему так дорого, ты же закрутил только одну гайку?», мастер ответил: «За то, что я закрутил гайку, вы платите мне 1 доллар. А вот оставшиеся 100 долларов — за то, что я знаю, какую именно надо закрутить».

Этот же анекдот я наблюдаю в реальной жизни: инвесторы, которые пришли из других, далеких от органического — или даже аграрного — бизнеса сфер, готовы вложить в проект 100 тыс. евро. Но, вместе с тем, они не готовы оплачивать услуги консультирования в размере всего лишь около 1% от стоимости проекта. Хотя именно этот 1%, вложенный в знания и экспертный опыт, являются решающими для того, будет ли эта продукция действительно органической или нет.

Но я бы сказал, что это бизнес — для типичных украинцев, которые отличаются хозяйственностью, любовью к своей работе, уважением к людям и стратегическим мышлением. Это фермеры, которые будут выращивать здоровые и полезные продукты для себя, своих детей и для своих потребителей. Органики всего мира являются фанатами своего дела, поэтому за ними будущее.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник
НОВОСТИ / Агрорынок