20 сентября 2018 12:30

Восток – дело тонкое: в Украине осваивают стандарт «халяль» для говядины

За производством обязательно наблюдают представители потенциальных клиентов

Восток – дело тонкое: в Украине осваивают стандарт «халяль» для говядины

iAgro продолжает серию публикаций, посвященных нишевому агробизнесу в Украине. Мы уже рассказывали о том, как в западных областях выращивают буйволов и племенных овец. Затем сфокусировали внимание на растениеводстве – освоении рынков аспарагуса и фундука, потом познакомились с нюансами производства аутентичного алкоголя,  выращивания тропических фруктов и восточной пряности – шафрана, а также – особенностями производства батата. Теперь предлагаем опять вернуться к животноводству.

Животноводческий бизнес в Украине пытается найти незаполненные ниши в производстве мясной продукции, которые бы обеспечивали стабильный спрос и максимальный финансовый результат. Одним из таких направлений является производство халяльного мяса. «Халяль» – мусульманский стандарт жизнедеятельности и обхождения, в частности, с продуктами питания. В современном мире он уже вышел за рамки чисто религиозных традиций и распространяется в среде людей, предпочитающих здоровый образ жизни.

Украинские производители, стремясь расширить рынки сбыта, постепенно подстраиваются не только под европейские, но и под восточные стандарты. Василий Шевчук, директор ООО «Экомясо Полесья», рассказал iAgro об особенностях производства халяльной говядины в Украине и о том, насколько такой бизнес можно считать перспективным.

Чтобы соответствовать требованиям стандарта «халяль», мясо должно поступать от животных, которые были выращены, забиты и обработаны в определенных условиях. А именно – животные должны обеспечиваться хорошим уходом, экологическим содержанием и натуральным питанием, а также быть абсолютно здоровыми. Для забоя допускаются только практики, обеспечивающие быстрый и милосердный финал; после забоя кровь животного должна выйти естественным способом.

К внедрению халяльного бизнеса на нашем предприятии, которое находится в Житомирской области, подтолкнул очевидный рынок сбыта говядины – мусульманский мир (страны Персидского залива, Турция, Азербайджан). Географическое расположение предприятия тоже имеет значение. Если Южный и Центральный регионы Украины – более плодородные, то зона Полесья располагает всеми возможностями для масштабного выращивания крупного рогатого скота: здесь есть достаточные объемы выпасов и сенокосов.

Мы сейчас переоборудуем предприятие под производство именно продукции «халяль». В первую очередь, ставим халяльный бокс, где проходит забой животных. Монтироваться такое устройство должно с учетом культурно-религиозных особенностей и традиций мусульманства, а именно – ориентироваться на кибла (направление на Каабу, куда мусульманин обращает лицо во время молитвы – Ред.). Стоит такой бокс 17 тыс. евро. Недешево, но за счет экспорта инвестиции должны быстро окупиться.

В халяльном боксе во время забоя одновременно работают два человека. Одно из обязательных условий – забивать скот должен практикующий мусульманин.

Есть также определенные требования к процессу производства мяса «халяль» в зависимости от направления экспорта. Если брать сотрудничество с Турцией, то при заключении контракта прописывается положение, что два представителя местных министерств (один – из министерства сельского хозяйства, второй – из министерства мяса), должны присутствовать на всех этапах производства, начиная от забоя и заканчивая холодильником, обвалкой и упаковкой. Они следят за тем, чтобы в течение всего производственного процесса нигде не было контакта со свининой, даже не пересекались потоки сырья, чтобы выполнялись санитарно-гигиенические требования и так далее.

Вообще обязательно проводится проверка специалистами той мусульманской страны, с которой заключено соглашение, а также в областных лабораториях, которые выдают сертификаты соответствия продукции по расширенным параметрам – от радиологии до микробиологии.

Ранее соотношение обычной и халяльной мясной продукции на нашем предприятии было 50 на 50. Сейчас планируем выпускать исключительно продукцию «халяль». Реконструкция производства под эти планы длится уже более двух месяцев. Выйти на такой формат работы мы рассчитываем с 1 октября этого года, и уже к концу года достичь максимальных мощностей – до 400 т халяльного мяса в месяц.

Будем выпускать монопродукт – только говядину-полуфабрикат в кусках высшего сорта (биточная и задняя часть), первого (лопатка, нижняя часть ноги) и второго сорта (межреберка, грудинка).

На первом этапе работы хотим пригласить работников из Турции, они составят около половины нашего штата: поделятся опытом, научат наших сотрудников.

Основными потребителями нашей говядины является Азербайджан, Египет и Турречина. Но около 5% от общего объема будем реализовывать и на внутреннем рынке. Это остатки, пригодные для изготовления колбасных изделий.

На внутреннем рынке Украины халяльный мясной продукт не слишком отличается по цене – он максимум на 10% дороже обычной говядины. Полутушка коровы стоит 2,30 долл./кг, быка – 2,80 долл./кг, а обваленное мясо продается по 3,50 долл./кг и 4,20 долл./кг соответственно.

Есть специфика и в упаковке: если для украинского рынка продукция продается в стрейчевой и обычной пленке, то на экспорт она отправляется в вакуумных пакетах и ​​в дополнительной картонной таре. Это дает удорожание примерно на 5 центов за кг.

Маржинальность такого мясного бизнеса составляет от 3 до 5% в обороте. А перспектива его развития зависит, в первую очередь, от наличия сырья. Поэтому еще в этом году мы хотим купить хотя бы два действующих предприятия, выращивают крупный рогатый скот – ведь с нуля начинать гораздо сложнее. Впоследствии, зимой, планируем закупать телят и довести стадо до тысячи голов минимум, чтобы иметь резерв для своих нужд и подстраховку для выполнения экспортных контрактов.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник
НОВОСТИ / Агрорынок