16 октября 2018 14:23

Все выше и выше: «Укрзализныця» снова увеличивает тарифы на грузоперевозки

Транспортировка зерна подорожает на 13-15%, подсолнечника – на 21-22%. Это будет уже четвертое повышение в текущем году

Все выше и выше: «Укрзализныця» снова увеличивает тарифы на грузоперевозки

«Укрзализныця» решила повысить тарифы на использование вагонов, вследствие чего общий тариф на перевозку зерна может вырасти на 13-15%, а на перевозку подсолнечника – на 21-22%.

Как сообщает Центр транспортной логистики (ЦТЛ) УЗ, правление компании решило ввести новые ставки платы за использование вагонов, принадлежащих компании, новые ставки платы за использование ее вагонов за пределами Украины, а также новые коэффициенты порожнего пробега вагонов. Они будут введены в действие через 30 дней после публикации этого решения в газете «Урядовий кур’єр». Новые ставки суточной стоимости использования вагонов-зерновозов почти на 48% выше предыдущих: 1266 гривен в сутки по сравнению с нынешними 855,6 гривен в сутки.

Повышение тарифов за использования вагона приведет к удорожанию общей стоимости перевозки зерна и масличных грузов. «По моим подсчетам, на 13-15% будет повышение общего тарифа на зерновые грузы, а по подсолнечнику – около 21-22%», – подсчитал по просьбе iAgro заместитель директора по логистике компании «ТД» Дельта Вилмар» Валерий Ткачев, добавив, что более точно можно будет сказать после того, как все составляющие тарифов будут внесены в электронную систему, подсчитывающую конечную стоимость перевозок грузов.

Резкое повышение тарифов в течение бюджетного года делает невозможным корректное бюджетирование и планирование финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятий, объемов производства и продажи, считают эксперты по логистике Европейской бизнес Ассоциации. Они также предостерегают, что подобные шаги перевозчика усложняют контроль себестоимости продукции и снижают поступление инвестиций. «Поэтому, по нашему мнению, должна быть общегосударственная модель тарифообразования на железнодорожные перевозки. К тому же тарифы должны устанавливаться на экономически обоснованном уровне под контролем независимого регулятора – Национальной комиссии по вопросам регулирования транспорта», –  говорится в комментарии ЕБА.

Однако это не единственное новшество «Укрзализныци». 10 октября она объявила, что с ноября этого года вводит передачу вагонов в аренду своим клиентам через систему государственных закупок ProZorro.Продажи, которая уже успела зарекомендовать себя «как прозрачный и справедливый способ установления цены на товары и услуги». «Таким образом мы обеспечим транспарентный и реально действующий механизм получения «Укрзализныцей» рыночной стоимости за использование вагонов нашими клиентами», – заверил и.о. предправления УЗ Евгений Кравцов.

Однако тут есть небольшая, но очень важная деталь – на аукционы по системе ProZorro будут выставляться не все имеющиеся в наличии вагоны, а только 5%.  И по этим 5% будет определяться цена для всего вагонного парка в зависимости от вида и даты аренды. Естественно, что на фоне общего дефицита вагонов для перевозки зерна спрос на зерновозы, предлагаемые через ProZorro.Продажи будет очень высоким: это практически 100%-я гарантия их получить. И в результате цена на аренду этих вагонов может сильно вырасти, став ориентиром для установления цены на остальные 95% зерновозов.

«История с ProZorro – это PR-акция, чтобы отвлечь внимание от реального коллапса с транспортировкой грузов», –  считает Валерий Ткачев. По его словам, сегодня самые большие проблемы при транспортировке грузов – непрозрачная система распределения вагонов и закрытие малодеятельных станций.

После того как «Укрзализныця» отключила систему автоматического распределения порожних вагонов между клиентами, она начала направлять 80% вагонов на зерновые маршруты (когда зерном грузится сразу вся партия из 54 вагонов), а на повагонную отправку (1-3-5 вагонов) давала вагоны только по остаточному принципу.  Рынок с этим смирился, и УЗ пошла дальше – она стала отправлять все вагоны только на маршруты, и перестала подавать их для повагонной отправки.

С ноября ситуация еще больше драматизируется: теперь железнодорожный монополист будет подавать вагоны только на отправительские маршруты – весь железнодорожный маршрут (54 вагона) грузится только на одном элеваторе, и затем отправляется только в один порт назначения. «Из 750 элеваторов на железной дороге только 50-70 могут сделать отправительский маршрут. «Укрзализныця» потихоньку закрутила гайки», – сказал Валерий Ткачев.

По его словам, это приведет к тому, что отправка зерна в порты с территории Украины будет проходить через элеваторы, принадлежащие шести крупным компаниям. «С такой кухней через 5-7 лет на рынке останется от трех до пяти компаний, которые имеют собственную инфраструктуру: маршрутный элеватор, свой подвижной состав и терминалы. А все остальные трейдеры смогут  покупать зерно на своих терминалах в портах (у кого они есть), а внутри Украины они работать не будут. Конкуренция на рынке исчезнет», – предположил он.

Вместе с тем, злоупотребления на железной дороге при распределении вагонов фиксируются и сейчас. Так СБУ в Винницкой области разоблачила преступную схему местного железнодорожного начальства, по которой чиновники ЮЗЖД незаконно предоставляли отдельным логистическим компаниям «преимущества» для ускорения грузоперевозок отдельных компаний. Сумма взятки за беспрепятственную подачу одного вагона составляла в среднем 100 долларов. «Расчеты осуществлялись как с использованием банковских карточных счетов, так и наличными. Сотрудники СБ Украины задокументировали, что в течение 2017 злоумышленники получили почти два с половиной миллиона гривен», – говорится в релизе пресс-службы СБУ.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник
НОВОСТИ / Агрорынок