04 декабря 2018 22:32

Сахар обменяли на авто: Узбекистан разблокирует поставки украинской кондитерки

Украина прекратила субсидиарное расследование против импорта автомобилей из Узбекистана, взамен украинские сахар и кондитерка смогут вновь свободно попадать на основной для себя рынок

Сахар обменяли на авто: Узбекистан разблокирует поставки украинской кондитерки

На прошлой неделе украинским сахаропроизводителям пришлось изрядно понервничать – Узбекистан без объяснения причин прекратил разгружать и растамаживать уже поставленный из Украины сахар. «На сегодня частично приостановлена отгрузка сахара, что приводит к невыполнению заключенных контрактов и к потере рынка сахара в Узбекистане», – паниковал глава ассоциации «Укрсахар» Андрей Дыкун в письме в адрес Министерства аграрной политики и продовольствия и Министерства экономического развития и торговли.

Для беспокойства у сахароваров были веские причины – Узбекистан в последние два года стал основным покупателей их продукции на внешних рынках – по итогам 2017-2018 маркетингового года из 560 тыс. тонн экспортированного Украиной сахара на Узбекистан пришлось 210 тыс. тонн.

«Укрсахар» не указал причину возникших сложностей с поставками, однако она не была тайной. Еще 3 октября в газете «Урядовий кур’єр» было опубликовано (и с этой даты вступило в силу) решение Межведомственной комиссии Украины по международной торговле, которым было начато субсидиарное расследование против импорта в Украину из Узбекистана легковых автомобилей. Жалобу в Комиссию подала ассоциация украинских автомобилепроизводителей «Укравтопром», по данным которой в период 2015-2017 гг. импорт легковушек из Узбекистана вырос в абсолютных показателях на 760%, а в сравнении с потреблением и производством в Украине – на 440,7% и 957,7% соответственно. «Интересы Васадзе [Тариэл Васадзе, бенефициар группы «Укравто»] были существенно ущемлены», – сказал IAgro народный депутат, знакомый с процессом, отказавшись уточнить, руководствовалась ли комиссия МЭРТ, возглавляемая Степаном Кубивым, исключительно этим аргументом, начиная свое расследование.

В конце октября посол Узбекистана в Украине Алишер Абдуалиев в своем интервью отметил, что Узбекистан заинтересован в разрешении торговых споров дружескими методами, и категорически опроверг возможность ограничения Узбекистаном импорта украинских товаров. Однако он указал, что его страна может резко сократить закупки сахара в Украине после того, как запустит два своих сахарных завода.

Но уже 1 ноября Национальное информагентство Узбекистана обнародовало позицию четырех депутатов парламента, которые были не столь дипломатичны – и прямо призвали правительство и министерства Узбекистана принять «адекватные меры» против Украины. И даже указали, на какие «болевые точки» во внешней торговле можно нажать – поставки сахара и лекарств.

Спустя 20 дней Федерация работодателей Украины сообщила о проблемах, возникших у украинских компаний-поставщиков лекарств – их грузы находятся на таможне, но Государственный таможенный комитет Узбекистана без каких-либо объяснений не осуществляет их таможенное оформление.

А еще через неделю, 30 ноября, об аналогичных проблемах сообщила и ассоциация «Украсахар».

Министерство экономического развития и торговли Украины на запрос iAgro о причинах возникновения проблем с поставками отечественного сахара в Узбекистан не ответило. Однако МЭРТ сообщило, что 3 декабря Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение прекратить субсидиарное расследование против импорта узбекских автомобилей, которое, собственно, и стало отправной точкой торгового конфликта. «Пришлось быстро отыгрывать назад. Никто не ожидал, что узбекская сторона окажется настолько жесткой», – сказал инсайдер в ведомстве.

При этом межведомственная комиссия ссылается на данные посольства Узбекистана в Украине, согласно которым автопроизводитель ЗАО «Дженерал Моторс Узбекистан» получил льготы только до 2017 года включительно, и уже в 2018 году они не действуют. Также Министерство внешней торговли Узбекистана сообщило, что основную долю экспорта узбекских авто в Украину составляли легковые автомобили малого класса «А», которые в Украине не производятся. Комиссия также ссылается на данные Государственной фискальной службы Украины и Госслужбы статистики, согласно которым в 2018 году в сравнении с 2017 годом доля узбекских автомобилей на украинском рынке сократилась с 20,3% до 9%, а в последние месяцы текущего года импорт авто из Узбекистана в Украину практически отсутствует.

Пресс-служба ассоциации «Укрсахар» вечером в понедельник, 3 декабря, сообщила iAgro, что информации об изменениях ситуации с поставками сахара в Узбекистан пока нет, но в ассоциации о решении Межведомственной комиссии уже знают. И надеются, что после этого ситуация с поставками сахара в Узбекистан улучшится.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник
НОВОСТИ / Агрорынок