05 декабря 2018 17:25

Подорожали страховка и фрахт судов, идущих в азовские порты

Причина – в Керченском конфликте. Для портов Черного моря тарифы остались прежними

Подорожали страховка и фрахт судов, идущих в азовские порты

Конфликт между Украиной и Россией в Керченском проливе и последовавшее за этим введение военного положения поставили экспортеров зерновых грузов из портов Азовского моря в затруднительное положение. Для судов, следующих в Бердянский и Мариупольский морские порты, повысилась стоимость страховки. Это стало вторым этапом повышения расходов на транспортировку зерновых грузов из Азова – еще раньше для судов, идущих в Бердянский и Мариупольский морские порты, увеличилась стоимость фрахта.

Директор департамента аналитики компании Marcoрolo Commodities Елена Нероба рассказала iAgro, что после того как Россия стала задерживать суда перед прохождением Керченского пролива на 3-5 дней, стоимость фрахта повысилась на 3-5 долларов за тонну зернового груза. Это привело к тому, что зерно из этих портов стало неконкурентным. Однако это коснулось исключительно портов Азова, на стоимости фрахта судов, идущих в порты Черного моря, ситуация никак не отразилась. «Остальные порты работают, как и работали. Там фрахт не подорожал», – сказала она.

После инцидента с украинскими военными катерами в Керченском проливе и введения украинскими властями военного положения, для судов, которые следуют в Бердянск и Мариуполь, повысилась и стоимость страховки. Информацию об этом в комментарии iAgro подтвердил президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев.

Однако страховка подорожала, опять же, исключительно для портов Азова. Александр Штефанец, член правления компании Shtef Logistic, которая базируется в Одессе и занимается контейнерными отправками зерновых грузов, рассказал iAgro, что его компания никак не ощутила на своей работе удорожания услуг по страхованию судов в портах Черного моря.

В то же время он пояснил, что решение вопроса о повышении тарифов на страхование судов не проходит через офисы украинских страховых компаний – владельцами судов, вывозящих зерно из украинских портов, являются в подавляющем большинстве иностранные компании, как и страховщики, специализирующиеся на страховании морских судов. Кроме того, крупные международные зернотрейдеры фрахтуют суда для вывоза украинского зерна не через свои офисы в Украине, а через главные офисы в Женеве или Париже. Поэтому вопрос о страховых премиях за дополнительные риски для судовладельцев решается за пределами Украины.

Тем временем крупные международные страховые компании, специализирующиеся на страховании морских перевозок, уже предупредили своих клиентов о проблемах с заходом в порты Азовского моря. В частности, страховая корпорация Lloyd (крупнейшая в мире корпорация, осуществляющая страхование судов), еще 28 ноября сообщала, что суда, проходящие через Керченский пролив в украинские порты, могут столкнуться с задержками и проверками. Клуб взаимного страхования The Swedish Club, осуществляющий страхование на морском транспорте, с своем сообщении от 28 ноября указал, что военное положение в Украине введено только в регионах, граничащих с Россией, и никаких ограничений по работе портов в Бердянске и Мариуполе не наблюдается. Но вместе с тем он предупредил, что российские власти могут изобретать различные причины, чтобы задержать иностранные суда, проходящие через Керченский пролив в направлении портов Бердянска и Мариуполя.

Российская компания «Глогос проект», занимающаяся фрахтом судов, в своем аналитическом обзоре за период 26 ноября – 2 декабря отметила, что после введения военного положения в Украине многие судовладельцы стали закладывать дополнительные риски в стоимость страховки, и таким образом поднимали тарифы на фрахт. Компания также сообщила, что судовладельцы, чей флот шел на погрузку в Бердянский и Мариупольский морские порты, «в одностороннем порядке отказались от выполнения этих рейсов, поэтому ставки оттуда значительно подросли».

Эту информацию iAgro на условиях анонимности подтвердил и один из трейдеров, работающих в Бердянском порту. «Вопрос даже не в цене фрахта, судовладельцы просто не хотят идти в Азов», – сказал он.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник
НОВОСТИ / Агрорынок