08 октября 2019 18:29

Три преимущества и пять рисков введения рынка земли в Украине

Несмотря на общественное сопротивление, украинское правительство настойчиво форсирует проведение земельной реформы

Три преимущества и пять рисков введения рынка земли в Украине

Экономический блок Кабинета министров Украины и сам Премьер-министр Алексей Гончарук настаивают на введении рынка земли в изначально заявленном виде: с доступом иностранного капитала, фактически отсутствием лимитов на концентрацию и слабой выраженной поддержкой фермерских хозяйств в части приобретения ими участков. 

По мнению разработчиков реформы, такая либеральная модель будет способствовать максимальному росту цены на земельные участки и соответственно — росту ВВП. Проект закона, которым снимается мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения правительство обнародовало 20 сентября, за неделю до озвученного президентом дедлайна. Принять его, опять-таки, согласно пожеланиям Владимира Зеленского необходимо до 1 декабря этого года. 

Рассмотрение документа в первом чтении планировалось еще на прошлой неделе, однако монобольшинство не озаботилось соблюдением процедуры, что и погубило весь план. "В Верховной раде произошла фальсификация. Парламент включил к рассмотрению законы о продаже украинской земли, но сделал это неправомерно, ведь они не были рассмотрены на комитете по вопросам аграрной и земельной политики", — заявил народный депутат от фракции "Батькивщина" Вадим Ивченко.


По его словам, комитет законопроект не рассматривал, вместо этого председатель комитета Николай Скольский отправил письмо в адрес главы Верховной Рады с просьбой включить законопроект в повестку дня. "Но председатель комитета — это еще не весь комитет", — возмутился нардеп.


Параллельно с этим под стенами парламента 3 октября проходил многотысячный митинг аграриев, которые выступают против поспешного введения рынка земли. Эти два фактора — слишком явное нарушение регламента и общественное давление — заставили парламентариев перенести рассмотрение законопроекта, обеспечив его полноценное рассмотрение на комитете и проведение общественных слушаний по земельному вопросу. 

При этом правительственная команда в кулуарных разговорах не скрывает, что единственный шанс протянуть столь неоднозначный законопроект – это опереться на рейтинг Владимира Зеленского и коммуницировать с условными 73% населения, высказывающими ему поддержку. "В программе президента написано: обещаю прозрачный рынок земли. Речь идет о том, чтобы сделать его прозрачным. Президент обещал это сделать быстро. Так давайте об этом говорить, а не о референдуме большевистском, как отобрать у людей землю", — заявил министр экономического развития и сельского хозяйства Тимофей Милованов.

Delo.ua сформулировало три бесспорных преимущества и пять явных риска проведения земельной реформы в Украине в том варианте, который сегодня предлагает правительство. 

Преимущества
Реализация права граждан-владельцев земельных участков полноценно распоряжаться своей собственностью 

На сегодня около 5,9 млн человек владеют 27 млн га сельхозземли, которая находится под мораторием на их продажу. Преимущественно это люди пожилого и очень пожилого возраста. За время действия запрета около 1 млн владельцев земельных участков умерли. "Отмена моратория на реализацию земли нужна для того, чтобы человек мог стать ее полноправным собственником", — сказал министр экономического развития и сельского хозяйства Тимофей Милованов. По данным разных исследований, количество владельцев паев, которые хотят их продать, не превышает 10-15%. Их право безусловно нужно уважать, однако, не создавая риск для оставшихся 85% пайщиков и прочих участников земельных отношений. 

"Если есть люди, которые не хотят или не могут обрабатывать свой пай, то государство в лице общин должно выкупить эту землю на первом этапе и передать ее фермерам и так далее. Этапность абсолютно необходима", — предложил глава Аграрного союза Геннадий Новиков, добавив, что настроение фермеров "будет ухудшаться", если правительство в одностороннем порядке продолжит решать ключевой вопрос для одной из самых важных отраслей экономики. "Нам кажется, что это не совсем украинская власть, если она не хочет защищать украинского сельхозпроизводителя", — сказал он. 

Обеспечение роста ВВП в диапазоне 1-4%  за счет сделок от купли-продажи земли 

Прогноз роста ВВП после введения рынка земли стартует от 1%. По словам Милованова, в следующем году поступления от продажи сельхозучастков составят 1 млрд долларов. Это очень оптимистичная цифра, учитывая, что она должна быть генерирована за три месяца, так как рынок должен быть запущен, согласно нормам законопроекта, только с 1 октября 2020 года.

По словам министра, на первом этапе может быть продано 5% от 42 млн га сельхозземель, насчитывающихся в Украине. Этот проданный объем составят как государственные, так и частные земли в пропорции 50:50. В среднем нормативно денежная оценка земли в Украине составляет около 1000 долларов за гектар. Министр рассчитывает, что при реальных сделках она будет выше.  

Привлечение в украинский агросектор профильных инвесторов — носителей прогрессивных технологий, обеспечивающих рост продуктивности 

Украинское сельское хозяйство действительно менее эффективно, чем европейское. Это касается как продуктивности в животноводстве, так и урожайности в растениеводстве. На сопоставимых площадях объема валового аграрного продукта европейский показатель превышает украинский в несколько раз.  Например, в нынешнем рекордном сезоне урожайность пшеницы в Украине превысила 4,3 тонн/га, в то время как средний показатель в ЕС не опускается ниже 6 тонн/га. 

Потенциал для увеличения урожайности в Украине есть (некоторые эксперты называют двукратные показатели по отельным культурам), однако в этих прогнозах нужно учитывать параметр изменения климата и, в частности, необходимость восстановления и расширения систем искусственного орошения на Юге страны. 

Риски
Разрушение существующей модели сельского хозяйства, обеспечившей Украине лидерские позиции на мировом рынке 

В том, что лучшее — враг хорошего, рискуют убедиться авторы земельной реформы, если она приведет к снижению текущих — и без того завидных — показателей украинского сельского хозяйства. Геннадий Новиков напоминает, что в начале 90-х украинский АПК представлял собой печальное зрелище, а многие поля стояли заброшенными.  "Через 20 лет нет ни одного клочка земли, который бы не обрабатывался", — констатирует он.  

По итогам 2018 года агропромышленный комплекс Украины генерировал 15% ВВП и 42% валютной выручки. За первое полугодие 2019 года экспорт продукции аграрного сектора составил $10,3 млрд, что на $1,6 млрд (или на 18,6%) больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Внешнеторговый оборот продукции агропромышленного комплекса достиг $13,1 млрд или 25,1% всего внешнеторгового оборота Украины.

Украина находится на первом месте в мире по объемам производства и экспорта подсолнечного масла, третья — по поставкам ячменя, четвертая — по пшенице. "Страна благодаря аграриям трансформировалась в мощного глобального игрока, валовое производство выросло в 4 раза. Эта отрасль на ходу. И кому-то хочется ее реформировать?", — говорит Новиков. Первые последствия подготовки к реформе проявились в животноводстве: в хозяйствах массово вырезают поголовье, чтобы аккумулировать средства для покупки земли. По данным Госстата, на 1 сентября текущего года поголовье крупного рогатого скота сократилось до 3,67 млн голов (-4,6%), в том числе коров — до 1,91 млн голов (-4,6%).

Дальнейшее сужение фермерского класса и вообще присутствия украинского бизнеса в агросекторе  

Правительственный законопроект открывает опосредованную возможность приобретения земли нерезидентами при условии регистрации юридического лица в Украине. Покупка земли иностранцами — это красная линия, которую правительство пересекло, возможно в силу незнания отрасли и психотипа условного украинского крестьянина. Украинская модель рынка беспрецедентно либеральна по сравнению даже с соседними европейскими странами, которые открывали свои рынки земли. А учитывая огромный вес АПК в национальной экономике такая либеральность несет не только отраслевые, но и макроэкономические риски. "Где такое в мире было, что рынок сразу открывали для иностранцев", — возмущается Геннадий Новиков. 

Ирина Паламар, глава ассоциации животноводов, констатирует, что законопроект не обеспечивает преимущественный доступ граждан Украины к покупке сельскохозяйственных земель и не создает преференций фермерам.  Правительство планирует направить на удешевление кредитов для мелких сельхозпроизводителей 4,4 млрд гривен, снизив ставку до 5-7%.


"Воспользоваться такой программой смогут агропредприятия, имеющие соответствующую финансовую отчетность и отсутствие задолженности по уплате налогов, а проценты компенсируются после уплаты хозяйством их в банке. На эту программу поддержки планируется выделить 4,4 млрд грн в 2020 году. Этого будет более чем достаточно для удовлетворения спроса аграриев в первый год", — сказал замминистра экономического развития по вопросам АПК Тарас Высоцкий. Наличие отчетности –  слабое место этого благого намерения, так как далеко не всем (чтобы не сказать большинству) аграриям есть, что предъявить банку.  

Таким образом местные производители изначально окажутся в неравных условиях с крупным иностранным бизнесом, как профильными так и портфельными инвесторами. 

Татьяна Унковская, сооснователь и директор GROWFORD Institute отмечает, что мир накопил огромные объемы горячих денег и переживает так называемый кризис финансизации (отрыв финансового сектора от реальной экономики). За 2018 год глобальный ВВП составил 85 триллионов долларов, а объем капитализации рынка деривативов достиг 1300 триллионов долларов. "Это горячие деньги, обладатели которых в масштабах планеты ищут быструю прибыль, — говорит Унковская. — Этот формат очень опасен для таких стран как Украина,  со слабыми правовыми и финансовыми институтами".   

Усиление переориентации украинского АПК на высокомаржинальные технические культуры, в перспективе — ГМО

Правительство пытается "продать" аграрному сообществу иностранного инвестора как носителя высокой культуры бизнеса и потенциального производителя продукции с высокой добавленной стоимостью. 

Однако история работы транснационалов в Украине опровергает как минимум вторую часть этого тезиса. "В Украине работают транснациональные компании, которые имеют в распоряжении огромный капитал — и где эта добавленная стоимость? Что построено кроме элеваторов, что производится кроме сырья на экспорт?, — риторически спрашивает Геннадий Новиков. — Почему мы думаем, что после покупки земли будет по-другому? Сейчас хоть какой-то рычаг влияния есть — договор аренды, который можно расторгнуть". 

Татьяна Унковская убеждена, что, учитывая глобальные макроэкономические тенденции, сейчас — не лучшее время для открытой продажи земли. "И не каждая иностранная инвестиция — это хорошо для местного населения", — говорит она.  

Транснациональные корпорации, оперирующие на рынке commodities, настроены на максимизацию эффективности производства. Поэтому следующим шагом после получения ими контроля над большими массивами сельхозземли будет лоббирование разрешения на производство ГМ-культур. 

Рост скрытой безработицы в сельской местности, отток молодого населения, вымирание сел 

Правительственный законопроект не вводит механизмов контроля за использованием земли: в теории, покупатель  может оставить ее необрабатываемой. Спекулятивный капитал, который покупает участки для перепродажи, вряд ли будет заинтересован нести затраты на обработку участков. Учитывая минимальную налоговую нагрузку на землю в Украине, дешевле будет оставить ее под парами. Это автоматически снизит спрос на рабочую силу — жителей сел, и усилит тенденции трудовой миграции. Также к сокращению занятости на селе приведет и переход АПК на выращивание технических культур в ущерб трудозатратным нишевым, которыми сейчас в основном занимаются фермеры. 


По данным Госстата, в сельской местности безработица и сейчас выше, чем в среднем по стране: по итогам 2018 года уровень безработицы в Украине составляет 8,6%, или 1,5 млн человек. В сельской местности этот показатель достигает 9,6%. 

Геополитические риски в связи с продажей земли в приграничных регионах лицам с двойным гражданством  

Этот риск не связан напрямую с сельским хозяйством, но реализуется через возможность приобретения  сельхозучастков гражданами Украины, в том числе имеющими двойное гражданство. Официальных данных, сколько именно паспортов других стран на руках у украинцев, у госорганов нет. Оценочно, одна только Венгрия, которая проводила активную политику по предоставлению гражданства жителям приграничных регионов, выдала около 100 тысяч единиц. Уголовной ответственности за двойное гражданство в Украине не предусмотрено, но на практике это может вылиться в приобретение такими гражданами больших площадей земли в приграничных регионах и теоретически откроет возможность для раскачивания сепаратистских настроений. 

Автор
Дело
Источник
НОВОСТИ / Агрорынок