17 ноября 2006 15:13

Три схемы обхода моратория на торговлю пахотой

Президент за год раздаст крестьянам всю землю

Три схемы обхода моратория на торговлю пахотой

Виктор Ющенко призвал правительство в кратчайшие сроки запустить рынок аграрных наделов. Главное земельное ведомство за -- желающие и так покупают землю в обход моратория.

Глава государства озабочен медленным продвижением земельной реформы. Выступая в среду на торжествах, посвященных дню агрария, он высказался за необходимость завершить распаевание сельскохозяйственных участков до конца 2007 года.

«Если мы упустим 2007 год, у нас будет с распаеванием то же, что было с ваучерами, только намного драматичнее», -- сказал Виктор Ющенко.

Он отметил, что создание полноценного рынка земли в Украине является «очень актуальным вопросом» -- в настоящее время существуют районы, где нераспаеванными остается более 50% земель.

«Создается впечатление, что это земля никому не нужна... Это -- выдумки бюрократов», -- добавил Ющенко.

По его словам, в стране есть еще несколько сотен людей, которые не получили земельные паи, но также есть и такие селяне, которые получили паи, но не знают, где они находятся.

«Это бюрократ не хочет земли, потому что с сертификатом на земельный пай можно делать что угодно», -- сказал глава государства.

Он отметил, что невозможно сформировать предложение земли, а значит, запустить цивилизованный рынок пахоты, если не распределены паи. «Государство не знает, что может предложить. Нет организации спроса», -- отметил Президент.

Виктор Ющенко также подчеркнул, что тема распаевания сельхозземель должна стать базовой в политике 2007 года.

«Не давать людям землю -- это очень несправедливая политика. Это не вопрос средств, это вопрос политической воли», -- уверен Президент.

Ключевой проблемой земельных отношений в Украине специалисты называют существование запрета на торговлю аграрными наделами. История его введения началась осенью 2001 года, когда парламент прежнего созыва принял прогрессивный, по мнению экспертов, земельный кодекс. Вскоре по инициативе левых фракций Верховная Рада внесла в переходные положения документа ряд ограничений, в частности, запретила владельцам продавать свои участки до 1 января 2005 года.

ЦИТАТА

Президент Украины Виктор Ющенко:

-- Не давать людям землю -- это очень несправедливая политика. Это не вопрос средств, это вопрос политической воли.

Поскольку процесс выдачи актов на землю шел медленно, а без них торговать паями нельзя, депутаты-либералы пошли на такую уступку. Правда, позже оказалось, что выделенного времени на юридическое завершение реформы недостаточно. Однако вместо ускорения выдачи бумаг, депутаты продлили мораторий.

Прежний президент страны пытался не допустить этого, ветируя нерыночный документ, однако парламент преодолел вето главы государства. В итоге в 2004 году Леонид Кучма подписал Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины», в котором предусматривалось продление отсрочки на продажу земель аграрного назначения до 1 января 2007 года. Таким образом, запрет на право торговли пахотой истекает 31 декабря нынешнего года.

Однако во время последних парламентских выборов данный вопрос зазвучал с новой силой. Ситуативно сформировавшаяся в 2005 году правительственная коалиция стопорила преобразования, а ее участники делали противоположные заявления.

Блок «Наша Украина» говорил, что выступает против продления моратория на продажу земли сельскохозяйственного значения. Президент Виктор Ющенко агитировал инвесторов вкладывать средства в агросектор, пытаясь ускорить земельную реформу, для чего поручил Кабмину разработать концепцию развития рынка. Тем временем Социалистическая партия, представитель которой, Александр Баранивский, руководил Министерством аграрной политики, выступила за продление моратория до 2012 года.

Позже созданная парламентская коалиция задекларировала более мягкий вариант -- продлить мораторий предполагалось всего на год, до 1 января 2008 года. Во исполнение данной нормы в начале октября нынешнего года Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в пункт 15 раздела Х «Переходные положения «Земельного кодекса Украины». За документ проголосовали 398 депутатов при необходимых 226-ти.

«Ввести не позднее 1 января 2008 года полноценный рынок земель, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, а также земель товарного сельскохозяйственного производства», -- говорится в тексте проекта закона.

В пояснительной записке к документу сказано, что в случае разрешения продажи земли с 2007 года большинство пахоты будет куплено по демпинговым ценам, что может привести к социальным потрясениям. По мнению автора акта народного депутата Василия Цушко, это связано с тем, что сейчас еще не отработан кадастр и методика оценки земель.

Как говорится в законопроекте, приобретение и продажа земель сельскохозяйственного назначения не допускается до принятия ряда законов. В частности -- «Об особенностях обращения земель, которые находятся в государственной и коммунальной собственности», «Об особенностях обращения земель товарно-сельскохозяйственного производства», «О государственном земельном кадастре».

Для развития земельного ипотечного кредитования автор предлагает внести изменения в законы «Об ипотеке» и «Об аренде земли» относительно возможности залога имущественных прав на участки для получения займов, в том числе долгосрочных.

Невзирая на дружное голосование за законопроект Цушко, его принятие в целом пока под вопросом. Предложения депутата не в лучшую сторону изменяют содержание Земельного кодекса, говорится в выводе Главного научно-экспертного управления парламента, анализирующего все предлагаемые законодательные инициативы.

Во-первых, сказано в документе, законопроектом Цушко безосновательно, механически изымается норма, которая для защиты интересов собственников паев признает недействительными соглашения (доверенности), заключенные во время действия запрета на отчуждение земельных участков. Иными словами, в случае принятия данного законопроекта, все договоры по продаже пахоты, совершенные до настоящего времени, будут легализированы.

Во-вторых, говорится в выводе парламентских юристов, положение проекта, посвященное внедрению «полноценного рынка земель», является декларативным. По их мнению, данная норма не предусматривает критериев определения «полноценного рынка земли», мероприятий по его формированию, последствий несоблюдения предложенного срока внедрения «полноценного рынка».

СПРАВКА

Всего в Украине более 60 млн. га земель, в том числе 41,8 млн. га составляют сельхозземли, из них пахота -- 33 млн. га. Зарубежные эксперты оценивают один гектар аграрных угодий в среднем 10 тыс. долл., Госкомзем -- около 10 тыс. грн. По данным ведомства, суммарная стоимость пахоты, которую можно использовать как залог под инвестиции -- 400 млрд. грн.

Тем временем главное земельное ведомство страны -- Госкомзем, похоже, не питает иллюзий касательно действующего моратория и попыток дальнейшей консервации рынка земли.

«Продажа земли -- право ее владельца. Можно оттягивать мораторий, но категорически запретить продажу своей собственности никто не может. Ибо Конституция запрещает законодателю принимать нормы, которые ухудшают права граждан Украины. Это касается и конституционного права владеть, управлять и распоряжаться частной собственностью, каковой является и земля. Поэтому мы уверены, что в случае обращения граждан в Конституционный суд, он отменит такой ущемляющий закон», -- цитирует главу Госкомзема Николая Сидоренко информационная компания «УкрАгроКонсалт».

Впрочем, обойти законодательство, ограничивающее торговлю аграрными землями, -- не проблема, отмечают специалисты.

«Первая наиболее популярная схема -- расширение границ населенных пунктов. В Киеве, например, плотность застройки меньше, чем в любой европейской столице, тем не менее, городские власти ставят вопрос о расширении границ города за счет поглощения земель сельскохозяйственного назначения. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других населенных пунктах. Вторая схема --присоединение земельных паев к личным подсобным хозяйствам крестьян. Решение об этом могут принимать местные советы. Третья -- отвод сельхозземель под садовые общества, что также находится в компетенции местной власти. И, наконец, органы местного самоуправления имеют право изменять целевое назначение земель», -- указывают специалисты «УкрАгроКонсалта».

НОВОСТИ / Агрорынок