27 ноября 2006 15:38

Украинские порты могут взорваться

Пекарни поддерживают ограничение экспорта зерна

Украинские порты могут взорваться

Хлебопекарные предприятия заявили о поддержке курса Кабмина на ограничение вывоза урожая из страны. Трейдеры предупредили о возможном возгорании удерживаемого в портах товара.

Объединение «Укрхлебпром» в субботу заявило о своей поддержке принятого правительством решения о квотировании экспорта зерновых культур, в частности продовольственной пшеницы.

«Хлебопекарные предприятия заинтересованы в наполнении внутреннего рынка качественным зерном и мукой в достаточном количестве по приемлемым ценам. Они считают, что экспорт зерна, а особенно продовольственной пшеницы, ограничивать нужно», -- говорится в сообщении пресс-службы Минагрополитики.

Согласно релизу, предпринятые Кабинетом министров меры «помогли стабилизировать розничные цены на хлеб, а резких расхождений их уровня по регионам не наблюдается, что ставит в равные условия всех потребителей».

Пекари, отмечает пресс-служба МинАП, предпринимают меры по упорядочиванию торговых надбавок в фирменных торговых сетях, которые не должны превышать 10%. Они также считают необходимым обеспечить стабильную ситуацию на рынке энергоносителей и уменьшить цены на муку на 5% (в расходах на производство хлеба мука составляет 50%, а энергоносители -- 5-6%).

«Хлебопеки ожидают принятия соответствующих мер министерствами и местными госадминистрациями в части реального контроля и влияния на уровень торговых надбавок в розничной сети», -- говорится в сообщении.

Причины для беспокойства действительно есть. Так, на минувшей неделе Минэкономики выказало обеспокоенность подъемом цен на хлеб в регионах. Как сообщил первый заместитель министра экономики Сергей Романюк, на некоторых территориях, например, в Киевской области, уровень повышения с начала нынешнего года достиг 48%.

В частности, по данным ведомства, в октябре цены на продукт из муки высшего сорта выросли в 14 регионах на 0,4-19,4% до 2,28-2,81 грн./кг, а в 13 областях -- сохранились на уровне 2,31-3,03 грн./кг. Хлеб из муки первого сорта подорожал на 0,9-12,8% до 1,89-2,35 грн./кг, пшенично-ржаной -- на 0,9-13,2% до 1,64-2,16 грн./кг.

Однако является ли введение практически запрета на экспорт зерна эффективным методом удержания стабильности на продовольственном рынке страны в целом?

Ранее зернотрейдеры заявили, что ограничения снизили стоимость урожая на внутреннем рынке, а значит, привели к убыткам крестьянских хозяйств, затовариванию портов, срыву внешнеэкономических контрактов, громадным финансовым потерям, в том числе из-за штрафных санкций. Однако власти, за исключением Президента Виктора Ющенко, который раскритиковал введение квотирования, по-прежнему называют данный механизм «необходимым рычагом предупреждения дефицита продовольственного зерна внутри страны».

Упорство чиновников заставило торговцев обратиться в судебные органы. В октябре компании подали в Хозяйственный суд Киева исковое заявление к Кабмину о признании незаконными ограничительных нормативных актов, а также об их отмене. В последний день октября суд приостановил действие решения правительства от 11 октября 2006 года о введении квотирования, однако затем Гостаможслужба запретила отгрузку ячменя и пшеницы на экспорт по уже выданным квотам, ссылаясь именно на это судебное решение. Трейдеры назвали данный акт ответом властей на решение суда об отмене квотирования.

Два ведомства -- Минагрополитики и Минэкономики -- попытались исправить ситуацию, направив Гостаможслужбе письмо с предложением возобновить поставки зерна компаниям, имеющим разрешения, однако, как заявили сами фирмы, граница так и осталась на замке.

В итоге сегодня компании-экспортеры предупредили правительство, что накопленное в портах зерно представляет угрозу, поскольку из-за ненадлежащих условий хранения оно нагревается, что может привести к самовозгоранию и даже взрывам.

Письмо подписали компании «Суффле Украина», ЗАО АТ «Каргилл» (украинское подразделение транснациональной корпорации Cargill), Louis Dreyfus и Alfred C. Toepfer Internаtional, которые имеют сложности с вывозом своего зерна.

Украинская зерновая ассоциация, объединяющая крупнейших торговцев урожаем, направила это письмо в Минэкономики, Минагрополитики, секретариат Президента и Совет национальной безопасности и обороны.

«Склады украинских портовых зерновых терминалов не предназначены для длительного хранения крупных партий товара, в связи с чем возникает опасность самовозгорания зерна со всеми вытекающими последствиями», -- говорится в письме.

По данным УЗА, уже замечены очаги самовозгорания в запасах фуражного ячменя, загруженного в начале октября в портовом терминале ЗАО «Ника-Тера» в Николаеве.

«В связи с этим в ближайшие 10-15 дней возможно значительное повышение пожароопасности в порту, не говоря уже о потере зерна», -- отмечают авторы обращения.

Ассоциация также предупредила, что терминал не имеет технических возможностей ликвидировать огонь. Представитель компании «Суффле Украина» сказал, что подобная ситуация не является одиночной -- опасность наблюдается во всех зерновых терминалах.

Один из сотрудников терминала ЗАО «Ника-Тера» сообщил, что, по условиям хранения, температура зерна должна быть 10-15 градусов, однако в последнее время она повысилась до 25-30 градусов, в связи с чем терминал был вынужден срочно пересыпать зерно, что позволило частично снизить его температуру до 15-20 градусов.

Сотрудник также добавил, что в продукте размножаются долгоносики. «Если зерно пролежит еще два-три месяца, то его придется утилизировать», -- цитирует менеджера информационная компания «ПроАгро».

НОВОСТИ / Агрорынок