25 января 2007 16:50

Москва хочет стать ключевым игроком в сфере «зеленого» горючего

Будущее украинского биотопливного сектора под вопросом

Москва хочет стать ключевым игроком в сфере «зеленого» горючего

Имея господствующее положение на мировом рынке углеводородов, Российская Федерация заявила о намерении активизировать проекты по выпуску биотоплива. Аналогичная программа бедной на нефть Украины все еще несовершенна.

Россия готовится наладить выпуск биотоплива, заявил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев. «Через год-два мы начнем производить первые десятки тысяч тонн биоэтанола», -- сообщил он.

По словам чиновника, сейчас на юге России и в Сибири реализуются несколько проектов в этой сфере.

«Вопрос энергетической безопасности так же актуален для сельского хозяйства России, как и для экономики Европы в целом. Сельское хозяйство имеет все меньше шансов доступа к традиционным энергоресурсам», -- пояснил он.

Гордеев сказал, что если раньше доля энергозатрат в себестоимости производства зерна в РФ составляла 3%, то сегодня этот показатель увеличился до 15-16%. «Мы заинтересованы в альтернативных источниках энергии, тем более, можем их сами производить», -- заметил министр Интерфаксу.

Россия, отметил Гордеев, живет в так называемом ресурсном проклятии. «Казалось бы, у нас переизбыток углеводородного сырья и других источников энергии и не надо задумываться об их производстве. Однако наблюдается резко возросший спрос на западных рынках на энергоресурсы из биомассы. Динамика подъема этого рынка составляет 20-25% в год. И поскольку западные партнеры могут не справиться с этим, мы готовы предоставить свои возможности», -- заверил министр.

Он сообщил, что сейчас в России не используются 20 млн. га продуктивной пашни. Как считает Гордеев, страна готова стать производителем рапса как сырья для выпуска биодизеля для Европы, но может производить это топливо и у себя.

«Развитие этого производства требует новых технологий и инвестиций, но при этом мы не ставим вопрос о капиталах. Нам важно соединиться с зарубежными инвесторами с точки зрения маркетинговой и технологической политики. Мы ждем западные компании и готовы вести с ними переговоры», -- подчеркнул министр.

Он указал, что принятый недавно федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и государственная программа, которая будет проголосована в его развитие, «позволит инвесторам более эффективно строить свою работу в России».

СПРАВКА

В течение последних трех лет среднегодовое потребление дизельного топлива в Украине составляет около 5 млн. тонн, а в 2010-м, согласно Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года, возрастет до 7,7 млн. тонн.

По словам полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, регионы округа имеют большой потенциал для выращивания рапса. Сейчас, сообщил российский чиновник, в округе реализуется ряд крупных проектов в этой сфере.

В частности, германская компания Partner Development & Investment заявила о намерении построить в Краснодарском крае завод по производству рапсового масла, которое будет поставляться в Европу на переработку в биодизель. Стоимость проекта -- около 15 млн. евро, мощности завода -- 150 тыс. тонн масла в год. А волгоградская компания «Випойл» хочет возвести в области завод мощностью до 300 тыс. тонн биоэтанола в год, сырьем для которого станет пшеница низкого класса. Инвестиция ожидается на уровне 380 млн. евро.

Украинская топливная альтернатива берет свое начало с декабря 2005-го, когда Кабмин утвердил концепцию программы развития производства дизельного биотоплива на период до 2010 года. В мае 2006-го Минагрополитики презентовало проект самой программы, а в декабре прошлого года правительство одобрило ее.

До 2010 года, сказано в программе, Украина планирует построить не менее 20 заводов по производству биодизеля продуктивностью от 5 до 100 тыс. тонн в год и общей мощностью не менее 623 тыс. тонн в год.

Реализовать проект планируется в два этапа. На первом, 2007-2008 годы, предусмотрено «формирование сырьевой, технической и технологической базы для производства биодизеля». На втором этапе, 2008-2010 годы, планируется «реализовать приоритетные инновационные проекты строительства заводов».

Ответственность за выполнение документа правительство возложило на Минагрополитики, а финансирование, в том числе возведения заводов, Кабмин планирует за счет инновационных средств, денег иностранных и отечественных инвесторов, а также с помощью ресурсов предприятий агропромышленного комплекса.

По предварительным данным, общий объем расходов на строительство одного завода мощностью 100 тыс. тонн дизельного биотоплива в год, а также элеваторных комплексов емкостью 350 тыс. тонн, создание комплексов для выращивания рапса на площади 100 тыс. га составляет около 170 млн. евро. Государственная финансовая поддержка должна, согласно программе, использоваться исключительно для проведения научных исследований, разработки и испытания новых технологий.

Согласно программе, прогнозируемый объем производства семян рапса в 2007 году должен составить 2 174 тыс. тонн, в 2008-м -- 3 600 тыс. тонн, в 2009-м -- 6 600 тыс. тонн, а в 2010 году выпуск сырья необходимо довести до 7 500 тыс. тонн. Выполнение программы в полном объеме, уверено правительство, позволит сократить импорт нефти до 1,88 млн. тонн. (В 2006 году поставки углеводородов на НПЗ Украины составили 13,4 млн. тонн.)

Для гарантированного проведения сельскохозяйственных работ по технологическим нормам Украине ежегодно нужно около 1870 тыс. тонн дизтоплива и 620 тыс. т бензина. Для выпуска такого количества горючего используется около 4,5 млн. тонн нефти, которая преимущественно импортируется. В связи с тем, что постоянный рост ее котировок приводит к повышению стоимости нефтепродуктов, следовательно, и сельскохозяйственной продукции, традиционный вариант удовлетворения потребности аграриев за счет только нефтепродуктов малоперспективный, считают эксперты информационной компании «ПроАгро».

«Целесообразнее перейти к обеспечению села биотопливом, которое производится из рапса. В пользу указанного варианта говорит опыт Германии, Франции, Австрии, Чехии, США, где для выращивания рапса используется 10-14% пахоты», -- утверждают аналитики.

По их данным, увеличение площади посевов рапса до 10% от общей площади пашни в Украине и переработка 75% выращенного урожая на биотопливо позволит решить проблему стабильного снабжения горючим аграрного сектора.

К тому же, напоминают эксперты, согласно требованиям ЕС, доля использования биологического и других видов топлива, которые производятся из возобновляемых ресурсов, в структуре энергопотребления стран-членов ЕС составит в 2006 и 2010 годах 2,75% и 5,75% соответственно. С учетом этого Украина, которая намерена сотрудничать с ЕС, должна производить и потреблять в 2010 году не менее 520 тыс. тонн всех видов биотоплива.

«В странах Евросоюза биотопливо используется как в чистом виде, так и в смеси с дизельным горючим. Наиболее распространенным видом дизельного биотоплива является метиловый эфир масла рапса. Для стимулирования выпуска этого продукта в большинстве указанных стран применяются налоговые льготы, в частности, нулевая ставка акцизного сбора для биотоплива в чистом виде. Кроме того, снижена ставка для его смесевых видов», -- сообщили в «ПроАгро».

Первые новости о реализации в Украине «биопроекта» уже есть. Компания BioDiesel Vienna (Австрия) заявила о готовности до 2008 года инвестировать 50 млн. евро в строительство завода по производству биотоплива из семян рапса в Ивано-Франковской области. Холдинговая компания Harwest Moon (США) хочет вложить 45 млн. евро в возведение завода по переработке зеленой массы кукурузы и рапса и выпуску из нее высокооктанового биотоплива -- биоэтанола возле Пирятина (Полтавская область).

Общий объем финансирования правительственной программы составляет 12,14 млрд. грн., в том числе за счет госбюджета -- 1,04 млрд. грн. Правда, пока в финплане-2007 в «профильной строке значатся лишь 15 млн. грн. -- на реконструкцию спиртовых заводов с тем, чтобы те могли начать производство биотоплива.

ЦИТАТА

Начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник:

-- Сейчас в Украине нет ни одного реального действующего завода по производству биодизеля, а также отсутствуют какие-либо серьезные утвержденные инвестиционные планы такого строительства.

Программа развития производства дизельного биотоплива нуждается в доработке, считает Леонида Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации, объединяющей около сорока отраслевых объединений и структур.

«Прежде всего, необходимо усовершенствовать разработанные стандарты на биотопливо и внедрить их, так как сегодня  осуществляется производство биотоплива (полукустарным способом. -- Ред.), которое нормативными документами не регламентируется», -- сказано в пресс-релизе УАК.

Также в программе нужно четко определить шаги правительства по внесению на рассмотрение Верховной Рады законов, которые бы рекомендовали обязательное использование биологического топлива субъектами хозяйствования, уверен Козаченко.

«В преамбуле программы речь идет о том, что Украина будет учитывать и изучать опыт Европейского союза, где до 2010 года планируется использовать 5,75% биотоплива в традиционном горючем. Однако когда и какие проценты будут внедрены законодательством Украины для обязательного использования, в программе не уточняется», -- сказал глава УАК.

Он уверен, что развитие производства дизельного биотоплива в Украине положительно повлияет на развитие аграрного производства. Впрочем, особого единодушия в среде экспертов пока нет.

Производство биодизеля в Украине является нерентабельным и экономически невыгодным, считает начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник.

«Сейчас строительство якобы массы биодизельных заводов декларируют лишь чиновники -- реальных инвестиционных предложений нет, что свидетельствуют об отсутствии интереса бизнеса к производству биодизеля в Украине», -- отметила она.

Главная причина, по которой европейский инвестор не спешит вкладывать деньги в производство украинского биодизеля, добавила аналитик, заключается в отсутствии нормативно-правовой базы, обязывающей нефтеперерабатывающие компании смешивать биотопливо с продуктами переработки нефти. К тому же, «отрицательно сказывается высокая цена на сырье».

«Постоянное повышение спроса со стороны экспортеров привело к тому, что в текущем сезоне закупочная цена на семена рапса в Украине постоянно держится на отметке 1700 грн./т, а свободного товара на рынке нет уже с начала сентября», -- сказала Колесник.

По ее словам, ценность биодизеля еще и в том, что это горючее выдерживает низкие температуры, следовательно, именно оно востребовано на большинстве территорий ЕС. Вместе с тем,
именно высокие цены на сырье отпугивают потенциальных инвесторов, желающих вкладывать средства в переработку рапса и производство биодизеля в Украине.

«Сейчас в Украине нет ни одного реального действующего завода по производству биодизеля, а также отсутствуют какие-либо серьезные утвержденные инвестиционные планы такого строительства», -- сказала Колесник.

НОВОСТИ / Агрорынок