14 февраля 2007 17:57

Выпуск биотоплива простимулируют налоговыми льготами

Сырье для будущих заводов уходит на Запад

Выпуск биотоплива простимулируют налоговыми льготами

Правительство подстегивает развитие альтернативных видов энергии, обещая производителям биотоплива налоговые преференции. Тем не менее, Украина без солярки -- более чем далекая перспектива.

Министерство аграрной политики инициирует введение налоговых льгот для производителей биотоплива, сообщил вчера министр АПК Юрий Мельник после совещания, состоявшегося в парламенте при участии председателя Верховной Рады Александра Мороза.

Обсудив законодательное обеспечение производства альтернативных видов топлива, чиновники решили вынести на рассмотрение парламента за два законопроекта, которые предусматривают предоставление налоговых льгот производителям биотоплива, а также компаниям по выпуску оборудования для биотопливных заводов.

Для начала, законопроекты разрешают производить биотопливо фирмам всех форм собственности. Кроме того, согласно разрабатываемым документам, этот вид горючего предлагается отнести к безакцизным видам товаров, установив нулевую ставку.

Также законопроектами предлагается на пять-десять лет освободить производителей биотоплива от уплаты налога на добавленную стоимость, а также предоставить соответствующие льготы при импорте оборудования для биозаводов.

Среди других идей, которые планируется облачить в нормы законодательства, -- запрет выпуска пищевых спиртов на базе производства биотоплива, стимулирование местных органов власти в крупных городах к переходу на использование биотоплива общественным транспортом. Также планируется создать вневедомственный госкомитет по вопросам производства биотоплива, и ввести лицензирование видов биотоплива Кабмином.

В свою очередь, Мороз предложил «еще раз внимательно изучить предлагаемые изменения» и рассмотреть данные законопроекты в первом чтении уже на следующей пленарной неделе.

Украинская топливная альтернатива берет свое начало с декабря 2005-го, когда Кабмин утвердил концепцию программы развития производства дизельного биотоплива на период до 2010 года. В мае 2006-го Минагрополитики презентовало проект самой программы, а в декабре прошлого года правительство одобрило ее.

До 2010 года, сказано в программе, Украина планирует построить не менее 20 заводов по производству биодизеля продуктивностью от 5 до 100 тыс. тонн в год и общей мощностью не менее 623 тыс. тонн в год.

Реализовать проект планируется в два этапа. На первом, 2007-2008 годы, предусмотрено «формирование сырьевой, технической и технологической базы для производства биодизеля». На втором этапе, 2008-2010 годы, планируется «реализовать приоритетные инновационные проекты строительства заводов».

Ответственность за выполнение документа правительство возложило на Минагрополитики, а финансирование, в том числе возведения заводов, Кабмин планирует за счет инновационных средств, денег иностранных и отечественных инвесторов, а также с помощью ресурсов предприятий агропромышленного комплекса.

По предварительным данным, общий объем расходов на строительство одного завода мощностью 100 тыс. тонн дизельного биотоплива в год, а также элеваторных комплексов емкостью 350 тыс. тонн, создание комплексов для выращивания рапса на площади 100 тыс. га составляет около 170 млн. евро. Государственная финансовая поддержка должна, согласно программе, использоваться исключительно для проведения научных исследований, разработки и испытания новых технологий.

Согласно программе, прогнозируемый объем производства семян рапса в 2007 году должен составить 2 174 тыс. тонн, в 2008-м -- 3 600 тыс. тонн, в 2009-м -- 6 600 тыс. тонн, а в 2010 году выпуск сырья необходимо довести до 7 500 тыс. тонн. Выполнение программы в полном объеме, уверено правительство, позволит сократить импорт нефти до 1,88 млн. тонн. (В 2006 году поставки углеводородов на НПЗ Украины составили 13,4 млн. тонн.)

Для гарантированного проведения сельскохозяйственных работ по технологическим нормам Украине ежегодно нужно около 1 870 тыс. тонн дизтоплива и 620 тыс. тонн бензина. Для выпуска такого количества горючего используется около 4,5 млн. тонн нефти, которая преимущественно импортируется. В связи с тем, что постоянный рост ее котировок приводит к повышению стоимости нефтепродуктов, следовательно, и сельскохозяйственной продукции, традиционный вариант удовлетворения потребности аграриев за счет только нефтепродуктов малоперспективный, считают эксперты информационной компании «ПроАгро».

«Целесообразнее перейти к обеспечению села биотопливом, которое производится из рапса. В пользу указанного варианта говорит опыт Германии, Франции, Австрии, Чехии, США, где для выращивания рапса используется 10-14% пахоты», -- утверждают аналитики.

По их данным, увеличение площади посевов рапса до 10% от общей площади пашни в Украине и переработка 75% выращенного урожая на биотопливо позволит решить проблему стабильного снабжения горючим аграрного сектора.

Нынешний год дал старт практической реализации проекта: первое подобное предприятие запущено в Саратском районе Одесской области. Получив финансовую помощь из регионального бюджета в размере 95 тыс. грн., ООО «Биодизель Бессарабии» открыл мини-завод по производству биоэтанола мощностью 7 тыс. тонн. Через год мощность завода должна вырасти до 15 тыс. тонн топлива в год.

Оборудование, приобретенное у Днепропетровского завода «Биодизель», производит 20 тонн продукции в смену и обслуживается десятью работниками. До конца года штат по мере наращивания производства будет расширен до 100 человек.

Новость о втором заводе пришла из Херсонской области, там компания «Либер» завершила в строительство предприятия по производству биодизеля мощностью 10 тыс. тонн в год. Сейчас там проходит процедура приема производства в эксплуатацию. Предполагается, что основным рынком сбыта херсонского биодизеля станет Украина. Продукция будет поставляться фермерским хозяйствам края.

ЦИТАТА

Директор информационной компании «ПроАгро» Николай Верницкий:

-- Господдержка сектора ускорит процесс строительства предприятий, хотя вначале биотопливо будет выпускаться в основном на экспорт, для стран ЕС. Массовый переход украинского транспорта на эту альтернативу -- дело далекой перспективы.

ЗАО «Фридом Фарм Интернешнл» планирует в текущем году приступить к строительству завода по выпуску биоэтанола из сои в Новой Каховке (Херсонская обл.) стоимостью около 180 млн. грн. Ожидается, что завод будет введен в эксплуатацию в 2008 году, а мощность переработки сои составит 700 тонн в сутки.

Похожие планы -- у донецкого завода универсального машиностроения «Техносоюз». Он  намерен построить завод по изготовлению биодизеля еще в 2007-м. Его возведение, по данным компании, уже началось, а пробный запуск планируется сделать в мае. Производительность -- 10 тыс. тонн топлива в год.

Строит биодизельную установку по переработке масличных культур на дизельное горючее ООО «Апостоловский маслокомбинат», Днепропетровская обл. Как сообщила пресс-служба председателя Днепропетровской облгосадминистрации, предприятие приобрело 90% оборудования -- зарубежного и отечественного. Предполагается, что установка позволит вырабатывать в сутки 50 тонн солярки.

Другой значительный резерв подотрасли -- спиртовые предприятия. Ивашковский спиртзавод, Харьковская область, сообщил о прекращении выпуска пищевого спирта и переходе на производство биоэтанола. В нынешнем году это предприятие получило госзаказ на поставку 10 тыс. тонн биоэтанола. Основой для его производства станут отходы свеклосахарного производства -- меласса.

Принятая правительством в 2000 году программа «Этанол» предусматривала, что выпуск биотоплива будет организован на 23 спиртзаводах страны, на Узинском уксусно-дрожжевом заводе и запорожском «Кремнийполимере».

Как сообщил начальник управления концерна «Укрспирт» Владимир Маховка, объединение разработало порядок распределения 15 млн. грн., выделенных казной-2007 для завершения переоборудования профильных предприятий. По словам чиновника, определяется потребность каждого завода в бюджетном финансировании. Помимо этого, сказал он, ведутся переговоры с НПЗ -- потенциальными потребителями этой продукции.

Маховка уточнил, что объемы производства биоэтанола будут зависеть от потребности рынка. По предварительным расчетам, в текущем году они могут составить 60-70 тыс. тонн. Госконцерн, в состав которого входят 79 государственных предприятий по производству спирта, организовал выпуск биоэтанола еще в 1998 году, и по 2006-й его предприятия произвели более 50 тыс. тонн этой продукции.

Есть и инновационные вести. Совместное украинско-американское предприятие HydroDynamic Technology., (Europa), созданное на основе ООО «Завод Укрбудмаш» (Полтава), разработало и начало выпуск комплекса непрерывного производства биодизеля в потоке производительностью 4 м3/час.

В известных технологических схемах производства биодизеля на установках циклического действия с применением щелочного катализатора продолжительность реакции достигает восемь часов, пояснили разработчики. По их словам, столь длительное время не позволяет создавать мощные установки и требует больших заводских площадок. Комплекс же непрерывного выпуска биодизеля в потоке лишен данных недостатков, уверяют на предприятии.

Строительство биозаводов, которое может стать массовым, обостряет проблему сырьевого обеспечения.

В последние годы посевные площади под рапсом в Украине стабильно увеличиваются. По информации Минсельхоза США, в 2003 году они расширились в сравнении с предыдущим годом на 74%, в 2004-м -- на 9%, 2005-м -- на 199%. В 2006 году этот показатель возрос на 71% -- озимым рапсом ныне засеяно 820 тыс. га.

Существенное увеличение посевных площадей объясняется высокой прибыльностью выращивания этой культуры, стабильным ростом цен и высоким спросом на внутреннем рынке и в мире.

Экспорт украинского рапса из года в год растет: основным его покупателем является ЕС. В июле-декабре 2006 года объем поставок составил 457 тыс. тонн, что в 2,4 раза больше соответствующего показателя за весь 2005-2006 МГ. Хватит ли в таких условиях отечественного сырья украинским заводам?

«Имеющиеся посевные площади, а также резервы пахоты в Украине пока не позволяют говорить о будущем дефиците рапса», -- сказала в комментарии «Экономике» эксперт Международного центра перспективных исследований Евгения Ахтырко. По ее словам, государственная поддержка сектора, о которой говорили спикер парламента и вице-премьер, необходима. «Нужно лишь четко определить предприятия -- получателей преференций, чтобы избежать возможных злоупотреблений», -- отметила она.

«Массовый экспорт украинского рапса вызван двумя причинами: большим спросом со стороны европейских стран и отсутствием реальных мощностей для его переработки в Украине. Как только появятся заводы, сырье станет перерабатываться на местах. Конечно, внутренний рынок и внешний рынок будут конкурировать, и может случиться, что стоимость сырья вырастет до уровня, когда рентабельность выпуска биотоплива упадет. Однако если даже это и случится, то лишь в кратковременном периоде. В целом этот бизнес будет развиваться», -- сказал «Экономике» директор «ПроАгро» Николай Верницкий.

Он, как и Ахтырко, положительно прокомментировал намерение властей поддержать производителей топливной альтернативы налоговыми льготами.

«Это ускорит процесс разворачивания строительства предприятий, хотя вначале биотопливо будет выпускаться в основном на экспорт, для стран ЕС. Массовый переход украинского транспорта на эту альтернативу -- дело далекой перспективы. Хотя биотопливо в чистом виде может использоваться в обычных дизельных двигателях и как 20-процентная добавка в бензины, однако такой переход все равно потребует модернизации двигателей. А это в наших условиях сделать моментально нельзя», -- уверен аналитик.

НОВОСТИ / Агрорынок