11 октября 2017 11:43

Как банки продают украинцам кредитные карты

Как банки продают украинцам кредитные карты

Как банки продают украинцам кредитные карты DAILY › Статьи › Финансы    11.10.2017 - 07:55 Ростислав Шаправский корреспондент РБК-Украина Всего на три банка приходится более 77% активных платежных карт (Фото: РБК-Украина) По оценкам банкиров, средняя эффективная процентная ставка (с учетом комиссий) по кредитным картам составляет 45-55%. Но ставка может быть ниже – 20-25%, если кредитная карта подвязана, к примеру, под зарплатный проект.

Клиенты банков стали чаще пользоваться платежными картами, в том числе, кредитными. Последние годы активно растет доля безналичных платежей. При этом все еще высокий процент снятия с карт наличных средств. Банкиры уверены, что сегмент платежных карт может развиваться быстрее, чем сейчас. Ведь непокрытыми этой услугой остаются небольшие города и села, где пока не принято использовать POS-терминалы. 

 В Украине растет объем банковских операций с платежными картами. Почти две трети транзакций приходится на снятие наличных, еще треть – на безналичные расчеты. Причем доля "безнала" с каждым годом увеличивается. Если в 2010 году безналичные платежи составляли только 6,5% всех операций с платежными картами, а в 2013 году – немногим более 17%, то по итогам прошлого года – почти 35,5%. Тенденция имеет продолжение в 2017 году: за первые шесть месяцев объем безналичных операций с использованием платежных карт вырос на 40%, следует из данных Национального банка. По итогам второго квартала НБУ отчитался о 32,6 млн активных карт. Под активной подразумевается карта, которой рассчитывались или снимали деньги хотя бы один раз за последние три месяца. И что важно, всего на три банка приходится более 77% активных платежных карт. У ПриватБанка таких 17,8 млн штук, у Ощадбанка 5,4 млн штук, у Райффайзен Банк Аваль 2,1 млн штук. 

Более миллиона активных карт есть еще у УкрСиббанка и Альфа-Банка. Интересно, что ПриватБанк продолжает наращивать свое присутствие и после национализации. Как сообщили в пресс-службе ПриватБанка РБК-Украина, после национализации у банка снизились ограничения по наращиванию кредитного портфеля. Это позволило финучреждению повысить доступные карточные лимиты на покупки для физических лиц.

Портрет рынка 

Несмотря на достаточно высокую концентрацию рынка платежных карт в узком кругу банков, другие финучреждения все же видят для себя здесь перспективы. Ведь платежными, в том числе и кредитными картами, пока охвачено немного украинцев, если сравнивать даже со статистикой в соседних странах. Как отметила директор по розничному бизнесу банка "Кредит Днепр" Марина Дутлова, на сегодня платежными картами пользуется 66% населения в возрасте от 16 лет. В основном это зарплатные проекты и социальные выплаты. При этом карт нет у трети украинцев, в основном у граждан с низкими доходами и жителей сельской местности. 

"Часть нашей экономики "в тени". Население, у кого низкие и средние доходы – это в основном те, кто получает зарплату "в конвертах", – объясняет Марина Дутлова. "Кредитной картой пользуются клиенты, которые имеют более высокий социальный уровень, имеют более высокий уровень работы. При этом стаж работы у клиентов, которые пользуются кредитной картой, меньше. Это более молодое население, которое более продвинуто в вопросах использования грейс-периодов (льготных – ред.) и кэшбэков. Это население проживает в крупных городах, где есть терминалы", – отметил председатель правления "Идея Банка" Михаил Власенко. 

Платежными картами, как правило, пользуются при покупке продуктов питания, для оплаты мобильной связи и приобретения бытовой техники, говорит Марина Дутлова. Сложнее всего заплатить картой за услуги, как, например, аренда жилья и образование. "Только 34% бизнеса позволяют клиентам рассчитаться платежной картой. И самое интересно, что 31% принимают в качестве оплаты только наличные платежи. За последние несколько лет мы имеем нисходящий тренд снятия наличных, но в конечном итоге мы все еще имеем физическое ограничение для существенной части населения рассчитываться картой", – констатировала топ-менеджер банка "Кредит Днепр".

Кредитка или наличные? 

Нехватка платежной инфраструктуры, в частности, POS-терминалов, в небольших населенных пунктах – это одна из причин, почему клиенты банков из провинции не заинтересованы в кредитных картах. В таком случае клиенту предпочтительнее взять кредит наличными, говорят банкиры. "Проценты по обслуживанию наличного кредита будут минимум в два раза выше, чем по кредитной карте. Несмотря на это, клиента тяжело убедить, почему ему нужна кредитная карта. Ему банально негде ею воспользоваться", – поясняет председатель правления банка "Форвард" Андрей Киселев. Чем дальше от крупных городов, тем сложнее рассчитаться картой. В лучшем случае – можно снять деньги в банкомате. 

Но, как отметил заместитель председателя правления "ТАСкомбанка" Алексей Беров, снятие наличных с кредитной карты – не менее дорогая услуга, чем кэш-кредит. "Мы все видим какие тарифы за снятие наличных в банкомате и за перевод безналичных средств на другой счет. Эта операция не попадает в грейс-период. С учетом процентной ставки и комиссии за снятие, мы получаем ту же эффективную ставку, что и по кэш-кредиту", – рассуждает Алексей Беров. По оценкам банкиров, сейчас средняя эффективная процентная ставка (с учетом комиссий) по кредитным картам составляет 45-55% годовых. Ставка может быть гораздо ниже – 20-25%, если кредитная карта подвязана, к примеру, под зарплатный проект. Впрочем, это, скорее, исключение, чем массовое предложение. 

В целом, как отметил Михаил Власенко, набор инструментов для продажи клиентам кредитных карт у банков практически не отличается. "Грейс-период на сегодняшний день стандартный 55 дней, некоторые банки дают 60 дней и больше. Есть комиссии, которые одни банки берут, другие – нет. Кэшбэк (возврат потраченных средств на карту или в виде бонусов – ред.) – в кафе, АЗС. Набор практически у всех одинаковый", – разъясняет Михаил Власенко.

 


Трудный опыт 

Сегмент кредитных карт хоть и развивается, банкам все равно непросто вовлекать клиентов, уверяет Андрей Киселев. "Почему клиент не возвращается в кредитный продукт и не возобновляет пользование картой? Ключевым фактором является негативный опыт, когда клиент попадал на несколько дней в просрочку по кредиту и имел общение с коллекторами или выездными коллекторскими группами. Банки, мягко говоря, не совсем корректно вели себя в процессе сбора долга", – говорит предправления банка "Форвард". Кроме того, по его словам, многие клиенты имели проблемы с обслуживанием кредитных карт при массовом закрытии банков, потому не хотят рисковать и наступать на эти же грабли. Еще один проблемный момент, на который обращают внимание банкиры, касается работы с клиентами, которые получают зарплату в других банках. 

Выманить клиента, как правило, непросто. "У клиента есть право написать заявление и получать зарплату на карточку любого банка. Но зачастую работодатель найдет доводы, почему клиенту не надо пользоваться другим банком. Как правило, финансовые директора и руководители предприятий получают дополнительные преференции за счет того, что зарплатные проекты обслуживаются в том банке, в котором обслуживается само юридическое лицо", – добавляет Андрей Киселев. Часто сами банки отказывают заемщикам в открытии кредитных лимитов на платежных картах. Около 5 млн украинцев имеют негативную кредитную историю. И работа с такими заемщиками сопряжена с рядом рисков для банков. С другой стороны, физлица менее закредитованы, чем бизнес, и имеют лучшую платежную дисциплину.

Теги: Финансы
Автор
РБК-Украина
Источник
НОВОСТИ