17 августа 2018 20:51

Дым без огня: как выглядит рынок электронных сигарет в Украине

За счет чего он оттянул на себя 20% курильщиков, и стоит ли его законодательно регулировать

Дым без огня: как выглядит рынок электронных сигарет в Украине

Украинский рынок электронных сигарет находится в стадии развития. На него уже даже обратили внимание депутаты как на перспективный источник наполнения бюджета страны.В июле нынешнего года парламент зарегистрировал два законопроекта, призванных сформировать понятийный аппарат по рынку электронных сигарет, а также – урегулировать его налогообложение. Второй вопрос предлагается решить путем введения акциза на жидкости, которые используются в электронных сигаретах: от 1,10 грн до 2 грн за мл.

Каков этот рынок изнутри и чем он привлекателен для бизнеса? Максим Харченко, владелец магазина Sigalend, рассказал iAgro об особенностях и перспективах рынка электронных сигарет в Украине.

Электронную сигарету придумали лет десять назад, но в ней был сменный картридж и аккумулятор малой емкости. А буквально пять лет назад появился формат «eGo». В нем уже был более мощный аккумулятор, которого хватало на целый день, большой объем картриджа, который можно было зарядить и практически целый день пользоваться. Такой формат стал комфортнее для потребителя.

Есть два вида электронных сигарет: для курения, аналогичного кальяну, и для борьбы с табакокурением (замены традиционных сигарет). Около 10-15% наших клиентов, приобретая электронную сигарету, со временем вообще перестают курить. В целом, это эффективное средство, оно становится популярным, потому что работает.

Украинский рынок электронных сигарет – импортозависимый: 99,9% устройств поставляются из Китая. Есть еще американские и французские, но они значительно дороже в эксплуатации. В Украине со временем тоже можно организовать производство электронных сигарет по вполне конкурентоспособной цене.

Жидкости для электронных сигарет поставляются из Китая, США и РФ. Есть много разных производителей. Все они соревнуются в условиях – цене, качестве, дизайне и даже упаковке. Борьба идет нешуточная.  Но и в Украине налажено производство жидкостей – две компании, ULL и WES, вместе занимают около 10% рынка.

В кальяне, где более мощное устройство, расход жидкости довольно-таки большой – он может достигать 30-50 мл в день. А небольшие устройства, заменяющие сигарету, требуют в 10 раз меньше жидкости, иногда – всего 2-3 мл. Что касается по ценовой политики, то «железо» в зависимости от мощности стоит от 150 до 5000 гривен за оригинальные модели, а 60 мл жидкости обойдется от 80 гривен за отечественную до 500 гривен за импортную.

В целом рентабельность бизнеса по электронным сигаретам составляет 10-20%.

Возрастной портрет потребителя электронных сигарет тоже отличается: для обычных устройств – от 30 до 60 лет, а для «кальянов» – в основном, от 18 до 35.

Если говорить о вредности вейпинга, то я сторонник того, что если человек вообще не курит, то не стоит и начинать. Какой смысл в этом? А если заядлый курильщик начинает «парить», то это здорово.

Электронные устройства постепенно вытесняют привычные «бумажные» сигареты – это факт. По моим оценкам, рынок вейпинга забрал у традиционного рынка сигарет около 20% потребителей. Отчасти, это произошло потому, что у людей появилась альтернатива. Конечно, сыграли свою роль и подорожание обычных сигарет, и активная пропаганда здорового образа жизни.

Даже традиционные табачные компании осваивают электронные технологии. Так, Philip Morris представлена на рынке электронных сигарет Украины своим продуктом «iQOS». Компания вкладывает огромные деньги в рекламу и маркетинг этого продукта, реализует множество партнерских программ, открывает сети киосков, заправок и так далее. В результате на украинском рынке представлен только он, хотя по миру есть и другие аналоги от иных табачных компаний.

Но это не приводит к ощутимым результатам в сравнении с вейпингом. Его никто не рекламировал, но буквально за пять лет активного развития глобальный рынок вейпинга достиг объема в десятки миллиардов долларов.

Теперь парламент Украины решил принять законопроекты, в которых предусматривается налогообложение жидкостей для электронных сигарет. Размер акциза предлагается различный: в одном варианте – 1,10 грн за миллилитр, а в другом – вообще 2 грн за миллилитр. По моей оценке, это слишком высокие ставки. Реальный акциз должен быть на уровне 20 коп. за миллилитр жидкости. Иначе такая инициатива просто задушит рынок вейпинга. Ведь это же молодой рынок, который может развиться, а учитывая, что жидкости производятся в том числе и в Украине, они в будущем могли бы поставляться на экспорт.

Чрезмерное налоговое давление уничтожит этот бизнес, но цель достигнута не будет – бюджет не наполнится. Потому что очень многие жидкости производятся из таких компонентов, как пропиленгликоль, глицерин и пищевые ароматизаторы. И множество потребителей покупают эти составляющие отдельно. Но такие ингредиенты используется в пищевой промышленности, поэтому чисто с «прицелом» на рынок электронных сигарет этот сегмент никак не зарегулируешь.

А если предложенные законопроекты будут приняты, то в Украине просто перестанут производить и покупать жидкости для электронных сигарет, но люди будут продолжать «парить», покупая отдельные составляющие.

Это не означает, что вообще ничего регулировать не нужно. Я сторонник разумного законодательного регулирования рынка. Потому что таким образом можно повысить качество продукции и отсеять сомнительных производителей. Тот, кто останется и будет в состоянии платить налоги, делая качественный продукт, сможет вырасти в бизнесе и выйти на международный уровень. А это очень круто.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник

НОВОСТИ