24 сентября 2018 19:46

Пересчитать стволы: зачем государству знать количество и качество деревьев

Прогнозные расходы на инвентаризацию лесов составляют около 1 грн/га

Пересчитать стволы: зачем государству знать количество и качество деревьев

Механизм налогообложения украинских лесов меняется. 20 сентября истекал срок подачи налоговых деклараций владельцев лесных земель для начисления земельного налога. Но в последний момент ГФС по требованию профильного комитета парламента отозвала свое письмо, которым обязывала налоговые органы на местах обеспечить поступление уточняющих деклараций. Уже завтра, 25 сентября, в Киеве пройдет IV съезд лесоводов Украины, во время которого представители отрасли попытаются определиться с дальнейшей работой лесного хозяйства в новых экономических условиях.

По оценкам ФАО, леса и деревья генерируют пятую часть дохода для сельских домохозяйств.  Долгосрочные цели лесной политики многих развитых государств базируются на информации национальных инвентаризаций лесов. Это позволяет оценить количество и качество деревьев на территории каждой страны и выработать адекватную политику управления этим ресурсом.

Виталий Сторожук, инженер-технолог ВО «Укргослеспроект», экс-руководитель Центра национальной инвентаризации (2007-2015 гг.) рассказал iAgro о том, как организовать национальную инвентаризацию лесов в Украине, как в этом может помочь опыт отдельных областей, и во что эта работа обойдется госбюджету.

Сколько в Украине лесов – довольно сложный вопрос, учитывая неоднородность их размещения в нескольких природных зонах. Между тем, знания, сколько в этих лесах деревьев, какой объем и техническая пригодность, – сверхважны для государства, учитывая потенциал отрасли. Ответить на них должна национальная инвентаризация лесов.

Определенными исходными данными для ее проведения могут стать результаты региональных инвентаризаций лесов Сумской и Ивано-Франковской областей, проведенных в 2008-2015 годах. Для инвентаризации в национальном масштабе пока нужны три вещи – законодательство, деньги и организационная структура. Бонус в плане технологической подготовки – экспертная поддержка от иностранных коллег.

Результаты инвентаризации покрытых лесом площадей в Сумской и Ивано-Франковской областях статистически соответствуют показателям государственного учета лесов 2011 года. Но дополнительно выявлено самозалесенных земель по Сумской области на площади около 17 тыс. га, а по Ивано-Франковской – до 33 тыс. га. Это те земли, которые находятся за пределами государственных учетов лесов и земель в стране. Осознание площади таких лесов очень важно для формирования политических или законодательных решений.

Периодические инвентаризации – единственный метод определения текущего прироста и природного падежа насаждений. Уверен, что озвученные нами усредненные показатели текущего прироста для насаждений сосны Сумской области в 10 куб. м на 1 га в год, ели и бука Ивано-Франковской области – 13 куб. м на 1 га в год, и пихты в 14 куб. м на 1 га в год, уже формируют новое видение процессов естественного роста насаждений Полесья, Лесостепи и Карпат.

Проведенные инвентаризации подтвердили и прогрессирующие темпы усыхания насаждений. Легко визуально убедиться в этом, попав в лес, сложнее – дать реальную оценку. Например, наряду с общим стволовым объемом живых деревьев в 155 млн куб. м в Ивано-Франковской области в 2009-2013 годах выявлено 8,4 млн куб. м стоячих сухостойных деревьев, в том числе, ели европейской почти 5 млн куб. м. Инвентаризация 2014-2015 годов оценила суммарные объемы усыхания по всем породам в размере 11,8 млн куб. м; в том числе по ели европейской в ​​7,3 млн куб. м. Имеющиеся оценки показывают: каждое двадцатое дерево лесов Прикарпатья – сухостойное. Для политических решений этого уже достаточно, чтобы понимать – состояние лесов приближается к катастрофическому.

По данным инвентаризации можно сформировать условную отчетность материально-денежной оценки насаждений по области и дать ответ на важный инвестиционный вопрос: сколько у нас корабельного леса? Например, региональная инвентаризация показывает, что в Сумской области корабельных сосен диаметром 36 см «на корню» стоит 4,5 млн деревьев. Всего же в Сумской области растет около 174 млн деревьев, а в лесах Ивано-Франковской области – 255 млн деревьев.

Знание и прогнозирование хода роста насаждений в лесах является основой долгосрочного планирования лесного хозяйства. Сейчас в Украине практически нет постоянных опытных участков, на которых наблюдения проводились бы в течение жизни лесного насаждения от посадки до возраста главной рубки. В долгосрочной перспективе данные национальной инвентаризации позволят строить кривые хода роста насаждений, используя новые научные методы. Наряду с уникальностью региональных исследований лесов, важность инвентаризации максимальна только в национальном масштабе.

Правовая база для развития национальной инвентаризации лесов еще только создается. В Верховную Раду подан законопроект, предлагающий ввести это понятие в Лесной кодекс. Подготовлена инструкция, продолжается работа по подготовке Методических рекомендаций по проведению полевых работ. Сложнее будет с подготовкой методики обработки и анализа данных – специалистов по этим вопросам не хватает.

Как будет происходить такая инвентаризация?

Предлагается сохранить выборочную схему обследования, использованную при региональных инвентаризациях. Продолжительность срока сбора полевых данных будет составлять пять лет. Технические результаты инвентаризаций должны предоставляться ежегодно, однако официальными будут считаться сводные результаты за пятилетний период.

Из проектного количества лесных участков в 16,7 тыс. предлагается ежегодно обследовать более 2,8 тыс. в Полесье, Лесостепи и Карпатах (59% территории Украины, 83% лесов). Кроме того, дополнительно за один год в течение пятилетнего периода – 2,5 тыс. лесных участков в Степи (41% территории, 17% лесов). Чтобы побывать на всех инвентаризационных участках, предназначенных для обследования в определенном году, инвентаризационная группа должна объехать всю территорию области.

Инвентаризация лесов – это особый «полевой» метод работы и «кочевой» образ жизни специальных лесоводов – таксаторов. Для таких работ ежегодно необходимо 12 полевых групп (каждая из двух инженеров-таксаторов), и всего 16 групп в год проведения обследования Степных регионов. Учитывая опыт региональных инвентаризаций, чтобы оптимизировать структуру расходов, предлагается полевые работы выполнять силами временных работников – 24 год (32 в год инвентаризации Степных областей), а обработку и представление результатов – постоянным персоналом.

Прогнозные расходы на инвентаризацию лесов составляют около 1 грн/га, при этом на обеспечение работ в поле приходится 40% от этих расходов. Для того, чтобы начать проведение национальной инвентаризации лесов, необходимо иметь 11,5 млн грн – эту сумму планируется выделить в государственном бюджете на 2019 год. Самая большая статья расходов – полевые  работы, она составляет 35% всего бюджета инвентаризации или 3,9 млн грн. Вторую по затратности позицию занимает приобретение полевого оборудования – 2,9 млн грн (26%). Если оборудование будет закуплено проектом «Немецко-украинский агрополитичний диалог» (АПП)  как техническая помощь, это существенно снизит общие затраты на старте инвентаризации.

В целом процесс инвентаризации лесов – это основа для разработки политики в лесном хозяйстве и принятия политических и экономических решений в этой сфере. Например, в Германии на основе данных национальной инвентаризации лесов прогнозируют использование древесных ресурсов, что может пригодиться лесозаготовителям и лесопереработчикам для планирования бизнеса и инвестиций.

Сегодня при поддержке АПП разрабатывается прототип сайта национальной инвентаризации лесов. На нем планируется разместить результаты региональных инвентаризаций по областям Украины, что позволит сделать этот процесс прозрачным для общества и выгодным для государства.

Справка

Национальная инвентаризация лесов – система регулярных выборочных обследований для получения статистически обоснованной информации о количественных и качественных показателях состояния и динамики лесов в государстве, их ресурсном потенциале для нужд государственного управления, стратегического планирования ведения лесного хозяйства, государственного лесного кадастра, мониторинга окружающей среды, международной отчетности о лесах.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник

НОВОСТИ