13 мая 2019 12:14

Популизм Зеленского и Гройсмана. Что еще угрожает украинской экономике - главное из отчета JP Morgan

Популизм Зеленского и Гройсмана. Что еще угрожает украинской экономике - главное из отчета JP Morgan

С какими рисками столкнется Украина с президентом Зеленским и почему появилась угроза неполучения очередного транша МВФ. Главное из отчета крупнейшего мирового инвестбанка JP Morgan

В распоряжении НВ Бизнес оказался полный отчет инвестиционного банка JP Morgan о ситуации в Украине. По версии Forbes,  этот инвестбанк входит в тройку крупнейших публичных компаний мира - под его управлением находятся активы инвесторов более чем на $2,5 трлн.


Журналист НВ Бизнес изучил отчет и выбрал главное в прогнозах аналитиков JP Morgan. Ключевой вопрос: кто победит в противостоянии комика Зеленского и политика Зеленского. 

Зеленский - заложник высоких ожиданий и своих же популистских обещаний
Владимиру Зеленскому было нелегко победить, но начинаются еще более тяжелые для него времена, так как придется иметь дело с экономической и геополитической реальностью Украины в попытках оправдать ожидания избирателей. «Эти президентские выборы знаменуют собой огромный прогресс Украины на пути к демократии. Также впервые Зеленский пообещал быть президентом на один срок, - говорится в отчете. - Однако украинцы скорее голосовали не за Зеленского, а против Порошенко, системы и нынешней элиты, надеясь на перемены. Ведь у Зеленского отсутствовала четкая программа и стратегия, он избегал интервью и прямых дискуссий. Хотя комику Зеленскому приписывают решительную поддержку, политик Зеленский будет скорее всего, заложником высоких ожиданий. Если политик Зеленский не сможет показать быстрые и заметные улучшения уровня жизни и борьбу с коррупцией, то его поддержка может исчезнуть также быстро, как и появилась».

1. Снижение тарифов на коммунальные услуги - 39,1%

2. Представить законопроекты о снятии иммунитета для президента, депутатов, судей - 35,5%

3. Начать / ускорить расследование случаев резонансной коррупции – 32,4%

4. Начать переговоры с Россией - 23,3%

5. Снизить зарплату высшим чиновникам - 18,4%

6. Начать переговоры с ЕС / США по Донбассу и Крыму – 16,4%

7. Начать переговоры о вступлении в НАТО - 2,8%

Источник: опрос КМИС

В JP Morgan считают, что состав команды, представленной Зеленским, скорее всего в течении ближайших месяцев изменится: «По-прежнему недоступен план действий Зеленского и свою команду он выдвинул всего за два дня до выборов - в основном из технократов. В нее входит несколько бывших министров-реформаторов, поэтому остаются ожидания, что Зеленский будет поступать правильно. Хотя, например, один из участников команды призывал провести аудит Нацбанка Украины и, на его основании, сменить руководство центрального банка. (речь о политическом советнике Разумкове - ред.) В сформированной команде, скорее всего, в ближайшие шесть-девять месяцев произойдут изменения».


Президент Зеленский имеет полномочия назначать министров иностранных дел и обороны, генерального прокурора, глав СБУ, Службы внешней разведки и Национального банка Украины. Исторически в Украине президент был влиятельнее премьер-министра, но для реализации своей повестки дня ему нужно было сформировать большинство в парламенте. «Пока президент самый влиятельный политик в Украине, но отсутствие поддержки со стороны парламентского большинства усложнит способность Зеленского реализовать свои планы. Кроме того, нельзя исключать, что сильный премьер-министр с мощной поддержкой в парламенте может отклонять инициативы президента, - говорится в отчете. - Если Зеленскому не хватит поддержки в парламенте для президентских инициатив, то для выхода из тупика он намерен "обращаться к обществу", чтобы "способствовать" принятию его идей. Эта форма прямой демократии звучит привлекательной, но это также довольно рискованно, особенно, если это касается некоторых реформ, связанных с МВФ».


Поэтому Зеленский заинтересован в досрочных парламентских выборах.

«Мы не думаем, что досрочные выборы (в Раду - ред.) сейчас негативно отразятся на рынках, но их влияние проявится в среднесрочной перспективе. Прореформаторские силы, к примеру, Блок Вакарчука, только начали готовить свои стратегии к парламентским выборам, поэтому могут не успеть их представить, а предыдущие выборы показывают, что новый парламент будет более предвзятым к депутатам, которых поддерживают олигархи, или нынешним членам Верховной Рады Украины. Тем не менее, нам кажется, что независимо от наличия или отсутствия внеочередных выборов, условия МВФ будут на заднем плане. По крайней мере, до формирования новой коалиции и нового правительства», - говорят аналитики JP Morgan.

Предвыборный Гройсман. Почему траншей МВФ в этом году может не быть 
Этот год, вероятно, будет отмечен ростом популизма как со стороны президента, так и политиков, стремящихся выиграть парламентские выборы. Президент, особенно новоизбранный, не играет главной роли для выполнения требований МВФ. Большее влияние на выполнение условий, включенных в текущую программу Фонда, имеют правительство и парламент. Аналитики JP Morgan отмечают, что премьер-министр Владимир Гройсман, требуя снизить цены на газ для населения, дал четко понять, что он отходит от требований МВФ. Также он объявил, что будет участвовать парламентских выборах с собственной партией.

«Мы не ожидаем траншей МВФ в этом году из-за вероятного популистского подхода, хотя ранее мы ожидали один платеж в 2019-м. Программа МВФ (один транш в мае и один в ноябре) оказалась под угрозой, - указывается в отчете JP Morgan. - Правительство и Нафтогаз согласовали  снижение цены на газ с 1 мая 2019 года вместо 15-процентного повышения, согласованного с МВФ в декабре перед выплатой транша. Учитывая, что цены на импортный газ снизились, то можно утверждать, что снижение цен почти на 4% поддерживает паритет импорта и поэтому не является проблемой для сделки с МВФ. Ведь требование фонда скорее было определено с точки зрения мировых цен и покрытия затрат. Тем не менее, есть две проблемы. Во-первых, это еще один пример возврата к прежним соглашениям. Во-вторых, как показано на рисунке ниже, рост цен на нефть с января, вероятно, приведет к росту цен на природный газ». В отношениях с МВФ тема газа возникнет вновь. 



Возвращаясь к первой проблеме, в апреле 2017 года Украина согласилась повысить цены на газ примерно на 40% с июня 2017-го, и получила под это обещание транш. Но рост оптовых цен на 26% произошел только в ноябре 2018 года. Оставшиеся 15% были запланированы на май 2019 года. 

В JP Morgan считают, что МВФ не имеет особых оснований для того, чтобы выплатить транш в мае, так как:

1. Украина не смогла полностью сдержать обещание относительно цен на газ, и существует риск того, что Украина потребует дальнейших уступок на переговорах из-за предвыборных обещаний Гройсмана и Зеленского;

2. Украине, вероятно, придется предложить механизм, чтобы учесть будущий рост цен на газ. Вероятно, что цены на природный газ увеличатся в конце этого года;

3. МВФ может потерять рычаги влияния на представителей органов украинской власти в случае снисходительного отношения к ним;

4. Украине необходимо выполнить другие условия, которые уже просрочены. Например, закон о так называемом сплите: разделении функций национальных финансовых регуляторов между Нацбанком Украины и Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (крайний срок - март 2019 года). Другой пример: Государственная фискальная служба была разделена на два отдельных юрлица, но управление еще не было изменено (крайний срок: апрель 2019 года). Также отметим, что решение Конституционного суда об отмене уголовной ответственности за незаконное обогащение стало шагом назад в отношениях как с ЕС, так и с МВФ. Недавние судебные решения в отношении ПриватБанка вряд ли будут стимулировать МВФ к быстрой выплате.
«Миссия МВФ, скорее всего, посетит Украину в мае, и она, вероятно, расскажет о достигнутом прогрессе. Но она также выскажет свою озабоченность и попросит выполнить контрольные показатели структурных преобразований до подачи запроса на выплату транша правлению фонда. Концентрация на парламентских выборах, скорее всего, будет означать, что украинское правительство и парламент не выполнят условия МВФ в этом году», - считают аналитики.

Как сообщал НВ Бизнес, дефолтные свопы Украины достигли рекордных отметок в преддверии выборов президента страны. Опасения инвесторов связаны с тем, что как раз на 2019-2020 годы приходятся рекордные выплаты Украины по долгам. По данным Минфина, $13,5 млрд и $10,6 млрд соответственно.

В случае неполучения в мае 2019 года очередного транша в $1,3 млрд, Украина также лишится макрофинансовой помощи ЕС в 0,5 млрд евро. Также неясность отношений Украины с МВФ приведет к девальвации национальной валюты, так как нерезиденты могут начать выводить свои инвестиции из облигаций внутреннего госзайма, объем которых уже достиг почти $1,5 млрд.

Читайте также: Что происходит в судах по ПриватБанку и как на это реагируют кредиторы Украины и инвесторы
Инвестиции: приток спекулятивного капитала
В то же время, аналитики JP Morgan отмечают, что в связи с ростом рисков доходность инвестиций в Украину может вырасти. Ралли, начавшееся в начале года, принося инвесторам 11% доходности, сделало Украину наиболее привлекательной среди стран с развивающейся экономикой. «Мы полагаем, что в ближайшей перспективе есть существенный риск того, что его (Зеленского – Ред.) непосредственное внимание будет сосредоточено на установлении его лидерской позиции и удовлетворении ожиданий избирателей, которые идут вразрез выполнению требований МВФ. Растущие риски должны привести к более высокой премии за риск, особенно после сильного ралли с начала года», - утверждают аналитики.

Читайте также: Зачем нужны терминалы Bloomberg и Reuters для торгов ОВГЗ и причём здесь курс гривни

Автор
Новое Время Страны

НОВОСТИ