28 февраля 2006 12:25

«Одесса-Броды» будет работать в реверсном режиме до появления участка «Броды-Плоцк»

Азербайджан выразил свою готовность загрузить украинскую магистраль сырьем после ее достройки до польских городов

Будущее скандально известного нефтепровода «Одесса-Броды» остается под вопросом. Украинские чиновники настроены оптимистично и планируют транспортировать по нему каспийское сырье в аверсном режиме, то есть из Одессы в Броды. Но, похоже,  что осуществление этого замысла снова откладывается на неопределенный срок.

На днях посол Азербайджана в Украине Таят Алиев заявил, что его государство готово поставлять сырье для трубопровода. Но лишь в том случае, если Киев сумеет достроить магистраль до Плоцка.

справка "экономики"

Нефтепровод «Одесса-Броды» был построен в 2001 году. Его протяженность составляет 674 км, а мощность – 9 млн. тонн в год. В конце мая 2003 года Украина, Польша и ЕС подписали декларацию, в которой поддержали проект транзита каспийской нефти по магистрали и ее достройки до Плоцка.

После долгих разногласий о выгодах аверсного и реверсного использовния «Одесса-Броды» «Укртранснефть» заключила договор с компанией «ТНК-ВР». С 2004 года корпорация транспортирует российское сырье из Брод в Одессу.

"Нефтепроводом "Баку-Тбилиси-Джейхан" и вторым нефтепроводом "Баку-Новороссийск" в таком огромном количестве нефть транспортировать невозможно. В связи с этим нефтепровод "Одесса-Броды" является дополнительным — не альтернативным, а дополнительным для транспортировки каспийской нефти в страны Европы. Но для этого необходимо, чтобы, наконец, был построен тот участок нефтепровода, который от Брод идет к Плоцку, а оттуда — до Гданьска", - сказал дипломат.

Хотя, по мнению наблюдателей, в ближайшем будущем Азербайджан сможет обходиться без «Одесса-Броды». Согласно прогнозам, добыча нефти в государстве в 2006 году составит около 30 млн. тон. Из них за рубеж отправляется примерно 70%, то есть около 21 млн. тонн. Сегодня в распоряжении республики находится трубопровод «Баку-Новороссийск» с пропускной способностью 5 млн. тонн в год.

Безусловно, такой мощности явно недостаточно, чтобы транспортировать все экспортные объемы сырья. Но наблюдатели обращают внимание на то, что весной текущего года начнется коммерческая прокачка нефти по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан». А его пропускная способность составит 50 млн. тонн в год. Поэтому Азербайджану вряд ли потребуются дополнительные транспортные объекты в ближайшем будущем.

Между тем, украинские чиновники все же планируют достроить «Одесса-Броды» до Плоцка. Финно-германо-греческий консорциум компаний SWECO PIC, ILF GmbH и KANTOR намерен представить окончательную версию предварительного технико-экономического обоснования достройки украинского нефтепровода "Одесса-Броды" к Плоцку 15 марта в Варшаве. Польско-украинская компания "Сарматия" обещает, что консорциум после презентации ТЭО должен начать переговоры с потенциальными инвесторами.

В «Сарматии» сообщили, что представители консорциума уже проводили консультации с польскими компаниями PKN "Orlen" и "Lotos", которые проявили интерес к проекту. По мнению менеджеров украинско-польского предприятия, участвовать в достройке «Одесса-Броды» до Плоцка также могут американские Chevron Texaco и ConocoPhilips и казахский "Казмунайгаз".

Хотя польская сторона уже публично выражает свое недовольство низкими темпами воплощения проекта в жизнь. «Земля под нефтепровод еще не выделена. В целом же, учитывая интерес, возникший в Евросоюзе к проекту, дело несколько осложнилось. Его решения я, также как и вы, пока не вижу. Проект действительно должен был реализовываться определенными бизнесменами. Но этот факт нам жизнь не облегчает — наоборот. Я не стану называть ни имен, ни компаний, но в отношении некоторых у нас возникли определенные сомнения. Для реализации проекта необходимо привлечение честного бизнеса. И не имеет значения, каким он будет — польским или нет», – считает глава государства Лех Качиньский.

Руководство «ТНК-ВР Украина» также не видит никакого продвижения проекта. "Мы слышим много заявлений от политиков высокого уровня, но ни одного – от владельцев ресурса, конкретных нефтяных компаний", – заявил президент компании Александр Городецкий. Он также добавил, что представители ВР и Chevron не подтверждают свою заинтересованность в реализации этого проекта.

Кроме того, топ-менеджер полагает, что каспийское сырье будет востребовано не на европейских рынках, а в развивающихся Китае, Индии и США. "Там огромный спрос, там более привлекательные цены. Именно поэтому каспийская нефть, прежде всего, пойдет в эти страны по нефтепроводу Баку-Джейхан, Каспийскому трубопроводному консорциуму и новому нефтепроводу на Китай, который планируют строить казахи", – заявил Городецкий.

Страны Европы, по его мнению, в полной мере удовлетворяют свою потребность в сырье за счет поставок из России, Ближнего Востока и Северного моря.

Поэтому похоже, что в течение ближайших нескольких лет нефтепровод «Одесса-Броды» будет транспортировать российское сырье в реверсном режиме.

НОВОСТИ