28 февраля 2006 18:01

Виктор Пинзенык не хочет мешать муниципалитетам влазить в долги

Минфин уже полтора года пишет проект закона «О местных заимствованиях и местных гарантиях»

Сегодня министр финансов Виктор Пинзенык заявил, что действующий «закон по местным заимствованиям – плохой», и его нужно менять. Примерно то же самое он заявлял год назад, и даже внес в план деятельности ведомства задание разработать правильный вариант нормативного акта. Однако до сих пор ничего не сделано.

Министр признал, что муниципалитеты могут беспрепятственно взять в долг огромные суммы. После дефолта Одессы в 1998 году был принят ряд нормативных актов, которые якобы ограничили свободу местных властей в заимствованиях. Например, ими разрешено брать в долг только властям городов и АР Крым.

СПРАВКА "экономики".  ОДЕССКИЙ ДЕФОЛТ
В 1997 году, когда мэром Одессы был, как и сегодня, был Эдуард Гурвиц, город инициировал выпуск муниципальных облигаций на 61 млн. грн. с доходностью 50% годовых. В 1998 году, когда пришло время погашать сам займ и проценты по нему, Одесса объявила себя банкротом.

Однако при всем этом в законодательстве осталась огромная дыра. Бюджетный кодекс гласит, что «расходы на обслуживание долга местных бюджетов ежегодно не могут превышать десяти процентов расходов общего фонда местного бюджета». Под термином «обслуживание» имеются в виду только процентные выплаты, тогда как сумма основного долга остается вне контроля закона.

Риск очевиден: под низкую процентную ставку местные власти могут занять огромную сумму. Например, привлечь 1 млрд. грн. под 8% годовых, и в результате расходы на обслуживание окажутся очень скромными. Есть лишь одно «но» - город будет обречен долгие годы выплачивать долг чиновников, которые уже давно сменились.

Помешать излишним заимствованиям сегодня способна не буква закона, а личное мнение должностных лиц Минфина. В феврале 2003 года Кабмин утвердил Порядок осуществления заимствований в местные бюджеты. Согласно этому документу, путем выпуска облигаций деньги могут привлекаться только администрациями городов и АР Крым.  Кроме того, с тех пор на осуществление займа требуется согласие Минфина и получение оценки кредитоспособности от одного из рейтинговых агентств, аккредитованных МВФ, Мировым Банком или ЕБРР.

По большому счету, мнение министерства стало единственным препятствием для городских властей на пути к долгам – рейтинги не в счет. Одобрение министерства выражается в простом «резрешено-запрещено». Так, в прошлом году он «урезал» максимальную сумму заимствования города Одессы с 300 млн. грн. до 150 млн. грн. Чем руководствовались чиновники, непонятно, и почему они сочли 150 млн. грн., объяснять никто не стал. Аналогичным образом, выдавались разрешения на осуществление более десятка выпусков муниципальных облигаций за последние два года. В частности, их получили города Донецк, Харьков и Запорожье.

Очевидно, что выдача разрешений на заимствования будет оставаться потенциально коррупционной сферой, пока не будет утвержден жесткий законодательный норматив: привлекать не более, чем столько-то. Примерно год назад автор этого материала спросил у Пинзеныка, собирается ли он менять нынешнюю систему законодательства, которая позволяет местным властям влезать в огромные долги. Министр отметил утвердительно, подчеркнув, что этот сектор действительно нуждается в урегулировании.

Был даже сделан первый шаг. В плане работы Минфина на прошлый год значилосься задание: до конца второго квартала 2005 года подготовить проект закона «О местных заимствованиях и местных гарантиях». Однако почему-то на этом процесс замер.

Сегодня чиновник заявил, что «министерство финансов разработало новый закон, который должен учесть не только средства по обслуживанию долга, но и по погашению. Этот закон нужно принять», - подчеркнул Пинзенык.

Однако следы документа не удалось отыскать ни на веб-странице Минфина, ни в Верховной Раде. В парламенте находятся лишь документы, которые в случае принятия, напротив, окончательно развяжут руки местным властям. В частности, это новая редакция Бюджетного кодекса, подготовленная еще в 2003 году нардепами Валерием Асадчевым и Петром Порошенко. Есть еще один, более «свежий» вариант – вариант закона «О финансовой основе местного самоуправления в Украине». В отношении заимствований он также дает намного большую свободу, чем сегодня, позволяя безответственно наращивать долги.

«Мы не имеем права допустить, чтобы территориальные общины ожидали неприятные сюрпризы, чтобы они остались без денег», - подчеркнул Пинзенык сегодня. Однако, похоже, это только декларация. Срок подачи необходимого законопроекта в парламент давно истек, и муниципалитеты продолжают договариваться с Минфином о необходимой сумме заимствований. Похоже, Пинзеныка это устраивает – с начала года его ведомство, напротив, борется за отмену обязательного рейтингования выпусков муниципальных облигаций. Если затея удастся, на пути местных властей останется лишь министерство.

Теги:
Финансы

НОВОСТИ