20 сентября 2005 23:58

ГАИ станет честной-честной

Если штрафы повысят до 85-170 грн.

Нет сомнений, что взятки постовые брать не перестанут. а после повышения официальных размеров штрафов -- еще и в больших размерах. Сегодня при законном сборе 17 грн. реальный составляет 10 грн. Что будет при 85-170 грн., считайте сами.

Непонятно, чьи интересы защищает глава Всеукраинского союза автомобилистов Николай Тодоренко. Явно не рядовых водителей, как полагалось бы. Тодоренко поддерживает законопроект, который разработала Госавтоинспекция с целью заработать существенно больше денег. Бюджету и наверняка себе.

В законопроекте ГАИ просит повысить размер штрафов за нарушение правил дорожного движения, «загнав» их в пределы 85-170 грн. Пока что типичный официальный побор за незначительное игнорирование закона на дороге -- 17-34 грн.

Кроме того, инспекторы предлагают вернуть себе право изымать водительские удостоверения и назначать штрафы на месте. Эту инициативу руководитель Всеукраинского союза автомобилистов также поддерживает. Позор, в общем, чем бы он не объяснял свою точку зрения.

Впрочем, довод у Тодоренко один. Он рассказал, что количество аварий на дорогах существенно возросло после 2001 года, когда были уменьшены полномочия Госавтоинспекции. А значит, новый закон будет содействовать повышению безопасности движения.

Действительно, количество ДТП и их жертв постоянно растет. Но почему это происходит, -- не такой простой вопрос. Тодоренко выбрал на него ответ в духе «потому что у ГАИ мало прав». Однако этому странно противоречит такой факт. Как только Президент своим указом 20 июля ликвидировал Департамент ГАИ МВД, и парни с жезлами исчезли с улиц, количество ДТП практически не увеличилось. Это подтвердил сам руководитель Госавтоинспекции Сергей Коломиец. «Неправда», -- ответил он на утверждение о связи роспуска ГАИ с ростом числа ДТП.

«Количество аварий действительно слегка увеличилось в 9 из 27 регионов, но связано это с курортным сезоном, а не с реформой. Небольшой всплеск аварийности был сразу после того, как президент подписал указ о ликвидации Госавтоинспекции, люди обрадовались, что наказывать их никто не будет, словно правила для гаишников придуманы. Но это длилось буквально пару дней», -- ответил Коломиец.

Странно получается -- отсутствие ГАИ не вызывает роста аварийности. Опытные автомобилисты объяснили: водители сами соблюдают правила – слишком дорого обходится ремонт. Об это не мог не знать руководитель Всеукраинского союза автомобилистов. Или же Тодоренко в курсе, но невидимая сила движет его губами. Мистика.

Есть поверие, что Иуда предал Христа не из подлости, а по договоренности. Каждый из них сыграл свою роль. Наверное, украинский Иуда от автомобилизма также играет свою роль, скрытую от глаз простых водителей.

БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

Нет, Тодоренко никто не подозревает в наличии материального интереса от принятия закона. Хочется верить, что он заблуждается бескорыстно. Чего не скажешь о «гаишниках», которые составляли законопроект. Они-то видят явные «плюсы» от возможных новаций.

Идея закона родилась еще в июне этого года. В первый день лета недавно назначенный начальник Департамент госавтоинспекции МВД Сергей Коломиец рассказал о планах повысить штрафы как раз до 85-170 грн. А еще -- сделать их фиксированными, в зависимости от тяжести нарушения. В частности, за превышение скорости движения на 20 км/час он предложил ввести штраф 85 грн, на 50 км/час -- 170 грн. Пока что суд определяет размер побора произвольно, в сумме от 17 до 34 грн. Для должностных лиц, представителей предприятий и организаций санкции будут более жестокими, пригрозил Коломиец.

Тогда же он пожаловался, что постовым запретили изымать номерные знаки -- надо бы опять разрешить. Коломиец пожелал отменить плату за техосмотр, чтобы сотрудники ГАИ могли изымать талоны у нарушителей, ограничивая тех в передвижениях. Как компенсировали бы возникшую «дыру» в бюджете, он не уточнил.

За езду в нетрезвом состоянии, ДТП, оставление места происшествия и неисполнение требований сотрудника ГАИ об остановке руководитель Госавтоинспекции предложил отбирать у автовладельцев права. Временно, и непонятно, на каких условиях вернут.

Три шкуры драли бы за неправильную парковку. Коломиец не зря упомянул, что в Лондоне сумма штрафов за эту провинность достигает 2,5 млрд. фунтов, тогда как в Киеве -- всего 5 млн. грн. Обидно, наверное.

Нашлось место и для черного юмора. Коломиец предложил создать систему учета незначительных нарушений и предупреждений за них. По словам главного «гаишника», за незначительное нарушение водители не штрафовали бы. Однако что же тогда считать незначительным нарушением, если превышение скорости на 20 км/час уже карается штрафом? Или ГАИ вознамерилось опять останавливать водителей по каждому поводу? Сейчас им это запрещено.

Страна уже было замерла в ужасе от инициатив силовиков, но потом произошло чудо. Президент распустил ГАИ, поручив создать на его основе дорожную милицию и патрульную службу. Сроку на это Виктор Ющенко отвел три месяца. Казалось, страшные инициативы «потонули» вместе с самой инспекцией. Но не тут-то было.

На полтора месяца раньше срока ГАИ вернулась на улицы. И, по рассказам водителей, стала делать то же самое, что и до разгона -- взимать с автомобилистов «единый налог». А через время вытащило на свет божий и свой законопроект. Стране самое время замереть повторно -- он не сулит ничего хорошего.

Однозначное последствие принятия законопроекта -- резкий рост поборов на дорогах. Судите сами. Сегодня типичный официальный штраф за игнорирование закона на дороге составляет от 17-ти до 34 грн. Но, если при этом водителя ловит «гаишник», всегда есть шанс договориться обойтись без трудоемких официальных процедур и утомительных поездок в суд. Стоить это будет 10 грн., и лишь для самых податливых -- 20 грн.

И тут, представьте, официальный штраф увеличивают до 85-170 грн. Безусловно, количество ДТП и нарушений немного поуменьшится. Однако вряд ли существенно. Причин тому много, и основная в том, что они случаются вне зависимости от величины штрафа. А, например, вследствие постоянного прироста количества машин на дорогах. Или от неуклонного увеличения количества стрессовых состояний водителей. Да и вряд ли кто-то не будет обгонять по встречной тяжело дышащий «Москвич» только потому, что за это могут содрать большой штраф. Всего этого не может не знать Николай Тодоренко из Всеукраинского союза автомобилистов.

Зато вряд ли даже он сомневается, что все это на руку парням с жезлами, которые по-прежнему будут прятаться с радарами в темных кустах и за самыми «жирными» перекрестками. Их по-прежнему меньше всего будет заботить безопасность движения, потому что все так же придется зарабатывать деньги. И совсем не государству в виде корешков от штрафных квитанций. Напротив -- себе, и в виде «живой» наличности.

Им больше некуда будет деваться. От всего того колоссального прироста поступлений, который обычные «гаишники» должны обеспечить Родине, та выделит им зарплату всего в 1200 грн., или 238 дол., с нынешних 800 грн. Именно столько, после создания постовой службы будет получать «гаишник» в месяц. Притом, что работы ему прибавится – штат предполагают существенно сократить. То есть, общий фонд заработной платы даже не повысят. Просто деньги будут перераспределены между оставшимися. Хотя забыл -- силовикам выдадут новую форму.

Словами Президента, постовые просто вынуждены будут продолжить «собирать кассу» на дорогах. На 238 дол. им невозможно будет ни прокормить семью, ни купить квартиру или машину. Ничего. Тогда как стоит лишь взмахнуть жезлом -- и денег в десятки раз больше.

Вот только размер «мзды» с принятием законопроекта Коломийца увеличится многократно. Никто не будет брать с превысившего скорость водителя 10 грн., если можно смело требовать втрое больше -- «иначе оформим по закону». Во что это перерастет в масштабах Украины, трудно и представить. Настанет как раз та «вакханалия на дорогах», о которой так гневно говорила теперь уже экс-премьер Юлия Тимошенко.

НОВОСТИ