21 сентября 2005 11:25

Как правительству опустить цены на бензин

Налоги все равно когда-нибудь придется снижать

 В начале недели правительство Российской Федерации утвердило новую ставку экспортной пошлины на сырые нефть и нефтепродукты в размере $179,9 за тонну против действующих сегодня $140 за тонну. Участники рынка считают, что вслед за ростом экспортной пошлины цена на нефтепродукты на украинском рынке также пойдет вверх, так как Россия обеспечивает до 80% потребностей страны в нефти. Эксперты даже прогнозируют, что к концу года цена самого распространенного бензина марки Аи95 на украинских заправках может достигнуть пяти гривен за литр. Единственным реальным способом снижение цен на нефтепродукты является изменение фискальной политики и снижение налоговой составляющей в цене, которая сегодня превышает 30%.

 

В начале этой недели правительство Российской Федерации приняло решение, согласно которому с 1 октября 2005 года экспортная пошлина на российскую нефть повышается до $179,9 за тонну. Согласно закону "О таможенном тарифе" России, размер экспортной пошлины на нефть рассчитывается по специальной формуле на основании мониторинга цен на мировом рынке за предыдущие два месяца. С 1 апреля пошлина была повышена до $102,6 за тонну, с 1 июня – до $136,2, с 1 августа – до $140 за тонну. Каждое из повышений сказывалось адекватным ростом цен на Украине.

"В связи с ростом экспортной пошлины на нефть в России украинские НПЗ закупят нефть на октябрь на 40 долларов дороже. Это, безусловно, приведет к росту расценок на готовые нефтепродукты, как минимум на пять-семь процентов, а до конца года цена бензина поднимется до пяти гривен за литр Аи95",– заявил член комитета по ТЭК Верховной рады Украины, акционер ОАО "Галичина" Игорь Еремеев.

Другие нефтяные компании согласились с Еремеевым. Президент НК "Альянс-Украина" Петр Мирошников обратил внимание, что для Украины цена в сентябре составила $420 за тонну против $390 в августе, что привело к подорожанию топлива на 8%. В следующем месяце, напомним, нефть будет стоить еще на $40 дороже. Среди других факторов подорожания нефтяники называют начало отопительного сезона и увеличение потребления темных нефтепродуктов. "Сегодня определяющим фактором на украинском рынке является ценовая конъюнктура на сырье, которое остается дорогим. Кроме того, в силу вступают и другие факторы – такие как начало отопительного сезона и увеличение потребления темных нефтепродуктов,– заявил генеральный директор ООО 'ТНК-ВР Коммерс' Феликс Лунев.– В связи с этим предпосылок для падения цен нет".

Как рассказал Виталий Давий, аналитик компании UPECO сегодня Украина закупает нефть в РФ по $270 тонну. Учитываю ныне действующую экспортную пошлину в размере $140/т, стоимость нефти для Украины увеличивается до $410 - 420 за тонну. К этой сумме следует прибавить ещё 20% НДС и $15 с тонны на транспортные расходы, что автоматически поднимает планку цены на нефть до $505/т.

 

ЦИТАТА

 Украина потребляет 16 млн т нефтепродуктов в год. Из них 5 млн т бензина, 5 млн т дизтоплива и 6 млн т мазута. Емкость рынка нефтепродуктов страны в розничных ценах превышает $3,5 млрд. По данным Минэкономики, на Украине сегодня работают более 5500 АЗС, принадлежащих 431 компании. В оптовом сегменте рынка ГСМ, по данным Минэкономики, работают более 120 трейдеров. Крупнейшими из них являются ТНК, "Укртатнафта", ЛУКОЙЛ, "Альянс", WOG, "Галнафтогаз", "Альфа-нафта", "Укрнафта", "Нафтогаз".

«На стрелах АЗС стоимость нефтепродуктов состоит из 20% НДС, 60 евро (с тонны) акцизного сбора, закупочной цена нефтепродуктов и 30-40 копеек, которые зарабатывают заправщики, все остальное - это чистая цена ГСМ, отпускающихся с НПЗ» - рассказал Давий.

 

Нефтяники считают, что в сегодняшней ситуации было бы целесообразно снизить по крайней мере акцизный сбор на все виды нефтепродуктов, что позволило бы несколько сдержать рост цен. "Снижение акцизного сбора, который на сегодняшний день составляет около 30-50 копеек в литре топлива, могло бы приостановить рост",– заявил Мирошников. "Метод регулирования рынка у государства остается один – снижение налогов,– уверен Игорь Еремеев.– Если же будет введено госрегулирование, неминуемо наступит дефицит".

Впрочем, законодатели по-своему поняли оптимизацию налоговой политики на нефтерынке. Так, народные депутаты Олег Юхновский и Иван Томич на прошлой неделе зарегистрировали законопроект, в котором предложили освободить от уплаты акцизного сбора лишь топливо, поставляемое сельхозпроизводителям. Их коллеги считают такую инициативу способной развалить рынок. "Сразу же появятся злоупотребления, безакцизное топливо будет уходить 'налево', через фирмы определенных людей, что сразу же разбалансирует рынок,– заявил член комитета по ТЭК Верховной рады Александр Гудыма.– Данное предложение нужно доработать и ввести на законодательном уровне ответственность за нецелевое использование льготного топлива".

НОВОСТИ