22 сентября 2005 14:54

Транспортники России и Украины не готовы идти в ВТО

 

Одним из главных условий вступления РФ в международную торговую организацию, эксперты называют выравнивание внутренних и экспортных железнодорожных тарифов. То же самое предстоит сделать и Украине.

 

Недавно глава железнодорожного ведомства Владимир Якунин высказался категорически против этого. В интервью российской газете «Ведомости» он сказал следующее: «Сейчас выдвигается требование, что Россия уже чуть ли не в 2007 году должна выровнять тарифы на перевозку до российских и зарубежных портов и до сухопутных погранпереходов. Это очень опасно, потому что российские портовики не готовы к открытой конкуренции. В Прибалтике меньше налоги, есть экономические зоны. У нас не только нет никаких свободных зон, но и у нас еще и «лучшая в мире» налоговая система, которая устроена так, что выравнивание тарифов добьет российские порты. РЖД, как перевозчик, в этом случае получит больше доходов. Но с точки зрения РЖД как компании, которая зависит от экономического развития в стране, для нас это будет не совсем выгодно. Я уже не говорю о гражданской позиции».

 

Следует сказать, что г-н Якунин, комментируя ситуацию в России, выразил примерно общую позицию для двух стран, в смысле и для Украины тоже. Правда жаль, что украинские транспортные функционеры отказываются распространяться на этот счет.

 

Приверженцы вступления двух стран в ВТО заявляют, что существование разных тарифов, разных способов их расчета признано не целесообразным самими транспортными чиновниками двух стран. Откровенное противостояние со стороны, как российских, так и украинских железнодорожников, можно списать только на нежелание работать по «белому». В случае уравнивания тарифов, ОАО «РЖД», равно как и «Укрзализныця» вынуждены будут перейти к открытому формированию тарифа. Ведомства должны будут доказывать все расходы, которые входят в этот тариф. А делать этого им совершенно и явно не хочется. Поэтому и придумывается история про неконкурентоспособность участников процесса, чтобы оттянуть время введения единых тарифов.

 

Напомним еще раз для всех. Самый растущий транспортный сектор, как в России, так и в Украине - это порты. Сейчас самый растущий сектор в портах - это контейнеры, большая часть которых доставляется автотранспортом, равно как и в России, так и в Украине без участия железной дороги. Эксперты стивидорной отрасли подсказывают, что если тарифы будут едины для всех, то многие стивидоры двух стран только выиграют.

 

К примеру, прямое сравнение Якуниным конкурентных преимуществ прибалтийских и петербургских стивидоров показывает, что российские совсем не отстают, а зачастую, превосходят прибалтийские по технологиям и качеству работы.

 

Точно такая же ситуация наблюдается и в украинских портах. Тем более, что в двух самых крупных центрах контейнерооборота сейчас идет серьезнейшая реконструкция. В Ильичевске и Одессе мощности контейнерных терминалов вырастут в 4-5 раз.

НОВОСТИ