08 сентября 2005 13:41

Кабмин утвердил ни к чему не обязывающую концепцию развития страхового рынка до 2010 года

Удобный способ заявить о многом, но не делать ничего

7 сентября президент Лиги страховых организаций Александр Филонюк презентовал новую концепцию развития страхового рынка Украины до 2010 года. Ее разработала ЛСОУ вместе с Госфинуслуг, а утвердил Кабмин на заседании 23 августа.

Документ резко отличается от предшествовавшей ему программы развития на 2002-2004 годы, и в то же время до боли напоминает программу правительства «Навстречу людям». Концепция такая же неконкретная, расплывчатая и ни к чему не обязывающая. А значит, удобная всем. До 2010 года ход ее выполнения невозможно будет проконтролировать, потому что все намеченные мероприятия не запланированы, а всего лишь задекларированы.

«В целом, концепция сформулирована не как программа. Это видение, она формирует идеологию, перспективу, интересы государства и его роль, интересы субъектов хозяйствования, развитие страхового рынка», - прикрывал документ грудью Филонюк.

Нельзя было не заметить, что, презентуя концепцию, президент ЛСОУ, как обычно, много говорил о чем-то, вполне далеком от реальности. А именно, о пользе и социальной важности страхования. Правда, классического – правильного, а не схемного, которое преобладает в Украине. По итогам первого полугодия страховщики собрали 6,5 млрд. грн. премий, а выплатили всего 928,7 млн. грн. Львиная доля и тех, и других сосредоточена в рисковом сегменте, который используется для оптимизации налогообложения бизнесом. Через страхование имущества и финансовых рисков из-под бюджетных платежей экономика выводит миллиарды гривен, которые дальше идут или за рубеж, или «прокручиваются» в Украине. Наличие масштабного ухода из-под налогообложения даже доказывать не нужно – «классика» предполагает выплаты на уровне 70% и более, а не 14%, как в Украине. Таким образом, последние годы «интересы субъектов хозяйствования» резко отличаются от того, чем занимаются страховые компании в цивилизованном мире.

Безусловно, несмотря на неконкретность по срокам и исполнителям, в концепции есть много интересных наметок на будущее. Приведем некоторые из них.

ЛСОУ предложила, а Госфинуслуг и Кабмин поддержали идею создания фонда гарантирования обеспечения выплат по договорам долгосрочного страхования жизни и по пенсионным программам. Начинание очень здравое, потому что компании по страхованию жизни только за первое полугодие 2005-го собрали 136,5 млн. грн. платежей, из которых большая часть – по накопительным и пенсионным договорам, которые подпадают и под категорию долгосрочного страхования жизни. В то же время, контроль за этими компаниями очень слабый. Отчетность они подают только раз в квартал, тогда как банки в НБУ – каждый день. Поэтому риск невозврата денег застрахованным людям крайне велик. А значит, существование фонда будет только на пользу и им, и имиджу компаний.

«Структура будет контролироваться и государством, и страховыми компаниями. Думаю, начнем формировать фонд с нового (2006-го) года», - отметил Филонюк.

Вскользь сказано о неминуемом совершенствовании законодательства, в частности, в сферах долгосрочного страхования жизни и пенсионного обеспечения, налогообложения, сокращения и одновременного внедрения новых обязательных видов страхования. Особенно отмечено, что будет ужесточаться государственный контроль за деятельностью компаний, хотя как – почти не говорится. Как всегда, названы «усовершенствование лицензирования», «внедрение международных стандартов бухучета», «усилить мониторинг», «разработать методические рекомендации», «ввести пруденциальный надзор», «внедрение электронной отчетности», «способствовать концентрации рынка», и еще несколько страниц в том же духе. Обо всем этом говорится уже не первый год, абсолютно все согласны с важностью каждого пункта, однако дело движется очень медленно.

Внедрение медицинского страхования и даже закрепление его в качестве обязательного – вот то, что наверняка будет вводиться в действие очень быстро. Ведь это бизнес, очень доходный и фактически вечный. Страховым компаниям стоит лишь договориться, собрать деньги и пролоббировать нужные законодательные акты – так было с «автогражданкой». И все заработает. Главное, что Госфинуслуг уже «за».

Особое внимание уделили разработчики концепции идее популяризации страхования. А именно, заявили, что нужно создать печатный орган Госфинуслуг, а также активно информировать население через СМИ о преимуществах стразования. Есть одно «но» - не указано ни одного конкретного срока.

Наверняка, приятной болью в сердце работников Госфинуслуг отозвался пункт об необходимости увеличения финансирования регулятора. Действительно, это необходимо – нищий орган не может эффективно контролировать 398 страховых компаний и еще более сотни других финансовых учреждений. «Но» - то же самое, что и во всех пунктах: не указано ни одной цифры или даты.

Не обошлось и без хитрости. Страховщики указали необходимость разрешить юрлицам относить на валовые затраты расходы на личное, медицинское и пенсионное страхование, долгосрочное страхование жизни – сегодня существуют «потолки» по таким операциям. Хитрость в том, что если разрешить подобное отнесение, медицинское и страхование жизни станут эффективными направлениями оптимизации налогообложения. Так происходит в России, где крупнейшая компания страны второй раз за последние несколько месяцев лишается лицензии за отмывочные операции именно в сфере страхования жизни.

Хотя, как верно указано в концепции, все же следует усовершенствовать налогообложение доходов физлиц. По действующему сегодня законодательству, население, например, может относить на налоговый кредит не все страховые или пенсионные взносы, которые отчисляются от зарплаты до налогообложения, а только их часть - от зарплаты после налогообложения. Разница оказывается очень существенной.

Теги:
Финансы

НОВОСТИ