09 сентября 2005 12:37

Инновации Госавиаслужбе не нужны

 На авиарынке разгорается очередной скандал. Попытки Международной ассоциации авиатранспорта (IATA) внедрить в нашей стране новую систему расчетов в сфере пассажирских авиаперевозок Вilling and Settlement Plan (BSP) неожиданно натолкнулись на жесткое сопротивление Госавиаслужбы Украины. На прошлой неделе она разослала подопечным письма, в которых сообщила, что приостанавливает действие резолюции IATA, в соответствии с которой в Украине вводится BSP.

О системе заговорили две недели назад, когда началась ее тестовая эксплуатация. Участниками пилотного проекта стали шесть туркомпаний («Загорье», «Аквавита», «ВиаКиев», «Сам», «Обрій», Skytravel) и четыре авиакомпании (Air France, Lufthansa, Austrian Airlines, LOT). Суть BSP сводится к тому, что вместо специальных отделов по работе с агентами, которые функционируют в авиакомпаниях, создается универсальная среда взаиморасчетов. Кроме того, вводится единый бланк проездного документа. Таким образом, агенту нет необходимости каждый раз, когда у него заканчиваются бланки билетов той или иной авиакомпании, терять время и деньги на пополнение запасов.

Но Госавиаслужба сразу же негативно оценила появление системы. В какой-то мере ее можно понять. Новая система взаиморасчетов — несомненный плюс для иностранных авиакомпаний, которые уже давно работают с ней. Если украинские компании в BSP не вступят, то иностранцы получат несомненное преимущество. У их агентов более гибкая система выписки билетов, по ним пассажиры могут проходить регистрацию почти без очередей, в электронной системе есть дополнительные сервисы по бронированию различных вспомогательных услуг. В то же время отечественные перевозчики на данных маршрутах не смогут похвастаться таким набором услуг. Вот авиационные власти и выступили в их защиту. Но такая позиция бесперспективна: решение о вхождении в Украину на международном уровне уже принято, и месяц или два ничего не решают. Поэтому, вероятнее всего, за запретами могут стоять определенные финансовые интересы. Эксперты называют несколько сфер, в которых возможен передел в случае прихода новых схем взаиморасчетов.

Одна из самых очевидных — залог за бланки билетов. Новая система разрушает сложившийся в Украине бизнес некоторых авиакомпаний на залогах. Он выглядит достаточно примитивно. За каждый бланк с агента требуют залог (порядка $100). Таким образом, некоторые агентства вынуждены извлекать из собственных оборотных средств десятки тысяч долларов, а авиакомпания получает бесплатный кредит. В случае с BSP такой вариант не проходит.

Есть версия и с переделом рынка продаж авиабилетов. Ранее одним из его лидеров была компания «Кий-авиа», которая выросла на осколках советского главного агентства воздушных сообщений. Однако в последнее время ее теснят более мелкие компании. Самые крупные из них прошли аккредитацию IATA и сейчас составляют «элитный клуб», в который входят 140 компаний, и именно с ними в основном работают иностранные перевозчики. Появление новой схемы взаиморасчетов, которая вводится все тем же IATA, — очередной шаг по укреплению этих компаний.

В общем, складывается непростая ситуация. Госавиаслужба, с одной стороны, встает на защиту отечественных перевозчиков от конкуренции с иностранцами. С другой, — запрещая BSP в Украине, служба нарывается на международный скандал. Теоретически не разрешить работать агентам можно только путем лишения сертификата, однако это можно легко оспорить в суде.

НОВОСТИ