08 сентября 2005 14:09

Железной дороге нужен транзит. Портам тоже.

 7 сентября заместитель генерального директора «Укрзалізниці» Михаил Мостовой заявил на пресс-конференции, что уже в этом году на Феодосийский порт пойдет 2 млн т казахской нефти. Участники рынка победные реляции железнодорожников, стремящихся сделать из Феодосии «город-сад» за счет увеличения объемов нефтеперевалки, считают утопией.

Михаил Мостовой сообщил, что железнодорожные администрации Украины, России и Казахстана на переговорах в Алматы 23–24 августа договорились о выработке новой тарифной политики в отношении транзитных грузов и установлении сквозных тарифов. Тогда же было принято решение создать специальную рабочую группу по тарифной политике. Пока же Украина снизила их в одностороннем порядке. Ставка за перевозку одной тонны нефти по нашей территории уменьшена до 14 долл. О возможности снижения тарифов в Казахстане и России пока ничего не известно.

 

«Понизив ставку, Украина обратилась к российским и казахским железным дорогам с предложением установить на их территории аналогичные ставки на паритетных взаимовыгодных условиях. Это позволит в 2005–2006 гг. привлечь к перевозкам железнодорожным транспортом 2–3 млн тонн нефти», — говорит заместитель начальника главного коммерческого управления «Укрзалізниці» Виктор Черный.

 

Реальная ситуация выглядит не так оптимистично. Казахскую и российскую железные дороги мало беспокоит проблема загрузки украинских нефтегаваней. Для обладающих неплохой базой нефтеперевалки россиян мы ко всему еще и конкуренты. В итоге, по мнению ряда экспертов, тарифы снизит только Украина. И в лучшем случае нам удастся вернуть объемы нефтепереработки на позиции двухлетней давности. После повышения тарифов в 2004 г. наша страна стала неконкурентоспособной в нефтетранзите.

Перевозки казахской нефти прекратились полностью, а российской — сократились почти на 60%. По данным журнала «Порты Украины», стоимость доставки тонны нефти по железной дороге от Самары до Феодосии (1,5 тыс. км) составила 54 долл. Доставка той же тонны от Самары до Мурманска (3 тыс. км) обходится в 38 долл. Владельцы, естественно, повернули нефть в сторону портов северо-запада России. В целом доля нефти в общем объеме перевалки грузов через украинские морские порты в 2004 г. сократилась до 13% с 21,2% — в 2003 г.

В первом полугодии этого года, преимущественно по этой же причине, сокращение переработки наливных грузов нашими портами составило 32%. Особенно остро эта негативная тенденция влияет на Феодосийский порт, для которого нефтеперевалка — основной источник доходов. В 2004 г. он сократил перевалку нефти на 5,9 млн т. В текущем году падение продолжается. В первом полугодии через родину Айвазовского прошло 700 тыс. т против 4,5 млн т первого полугодия 2004 г. (падение на 82%). В благополучном 2003 г. через порт прошло 19,1 млн т. Не лучше ситуация и с транзитом в целом: согласно оперативным данным «Укрзализныци», по итогам января–августа 2005 г. транспортировка транзитных ж/д грузов железными дорогами Украины по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. снизилась на 9,6% — до 33,1 млн т.

На фоне такой довольно неприятной ситуации стремление бывшего министра транспорта Евгения Червоненко развивать Ялтинский порт производит странное впечатление. Правда, вовсе не факт, что порту помогут кадровые перестановки во власти. Если профильным министром станет Валерий Пустовойтенко, то перспективы Феодосии останутся туманными. Как известно, начальника Одесского порта Николая Павлюка считают человеком из «обоймы» Валерия Павловича. Поэтому если казахская нефть через Украину все-таки пойдет, то, скорее всего, ее перевалкой займутся одесситы.

Проблемы отечественной нефтеперевалки нужно искать не только в Украине. Феодосия пострадала, прежде всего, от прекращения поставок нефти «ЮКОСа» как из-за разгрома этой компании, так и переориентации ее нефти на Китай. Еще одной причиной является протекционизм России в отношении своих портов. Некоторые эксперты считают, что повышение железнодорожных тарифов в 2004 г. на нефтяных направлениях было целенаправленной акцией против «ЮКОСа». «Когда в России «мочили «ЮКОС», Украина помогла Путину и сорвала кучу контрактов на поставку нефти через свои порты», — отметил один из экспертов.

Возвращение казахского нефтетранзита в Украину пока остается под вопросом. Начальник Феодосийского морского порта Александр Чумаченко сказал, что он ничего не знает о поставке такой большой партии казахской нефти. «Разговоры об этом ведутся давно, но к нам никто не обращался, не говоря уже о каких-то контрактах», — отметил он. Руководитель одной из крупных казахских транспортно-экспедиторских компаний также выразил сомнение в реальности поставок. «Мне ничего не известно о такой крупной поставке нефти в украинские порты. Хочу также сказать, что казахский транспортный бизнес с опаской относится к работе с Украиной. Пока вы тут не перегрызетесь и по-новому не поделите сферы влияния, ни один казахский бизнесмен с вами работать не будет. Кроме того, когда ваш министр транспорта находился в Казахстане, ни одно серьезное решение не было принято», — сказал он.

Даже в пиковый 2003 г. украинские нефтегавани переработали 25 млн т транзитных нефтепродуктов, а еще остался запас неиспользованных мощностей в 5 млн т. Из этого можно сделать вывод, что «Укрзализныця» снижает транзитные тарифы в одностороннем порядке, пытаясь предотвратить катастрофу. Хотя бы для того, чтобы спасти родину Айвазовского.

НОВОСТИ