05 сентября 2005 17:03

"Укрзализныця" не может дать того, чего не имеет

В 2005 году «Укрзализныця» перечислит бюджету на 2,1 млрд. грн. больше, чем в прошлом году. Если это произойдет, железнодорожникам не останется денег на самое необходимое, что, в свою очередь, скорее всего приведет к очередному витку роста тарифов.

Почти четыре года отрасль работает без долгов по зарплате и отчислениям в бюджет. За это время в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды «уплачено» свыше 11 млрд. грн., в том числе более 3,7 млрд. грн. в прошлом году. В этом году дополнительные отчисления в бюджет составят почти 2,1 млрд. грн. Насколько можно судить , это означает, что в 2005 г. железнодорожники перечислят государству 5,8 млрд. грн., в основном за счет весеннего повышения ж/д тарифов в среднем на 43,3%.

 Однако тут, похоже, железнодорожники оказались не совсем в ладах с арифметикой. Даже если предположить, что рост «усредненных» тарифов на 43,3% при неизменном «грузопотоке» дает пропорциональное повышение доходов, то получится что в 2005 г. ведомство должно заработать всего лишь 2,5 млрд. дополнительных гривен. Но объемы перевозок по сравнению с 2004-м де-факто упали на 3,5%. Хотя железнодорожники предпочитают говорить об этом иначе: дескать, объемы грузовых перевозок «незначительно выросли» по отношению к «запланированным» показателям — на 1,5%.

Зато затраты железнодорожников возросли куда как круче. Это подтвердил замгендиректора «Укрзализныци» Михаил Мостовой. «Еще на прошлой неделе мы покупали дизтопливо по 3200 грн./т, а на этой — по 4200 грн./т, а в сутки мы потребляем полторы тысячи тонн», - сказал он.

Несложно посчитать, что только на дизтопливо железнодорожники ежедневно тратят на 1,5 млн. грн. больше, чем неделю назад. Всего же с начала года цены на топливо выросли на 28%. Еще одна статья незапланированных затрат - 15,9% роста стоимости потребляемой ими электроэнергии. В целом, все потребляемое ведомством подорожало примерно на 20%. Кроме того, в этом году железнодорожники планируют потратить больше и на зарплаты - примерно на 10%, если судить об этом по увеличению «зарплатных» платежей в государственные целевые фонды, которые в 2005 г. будут на 204,2 млн. грн., или на 11,5% больше, чем в 2004 г. А если к этому добавить сумму, запланированную на обновление подвижного грузового состава - плюс 25% к аналогичному показателю 2004 г., получится, что на новые «вагончики» железнодорожники потратят никак не меньше 1 млрд. грн.

 Если отнять все эти «допзатраты» от «допдоходов», выйдет, что дать государству даже половину из дополнительных 2,1 млрд. грн. железная дорога просто не в состоянии.

 Конечно, положение может поправить рост перевозок. Во-первых, за счет металла (но пока это всего лишь ничем не подтвержденный прогноз), во-вторых, за счет зерна (урожай которого, кстати, будет не больше, чем в прошлом году), в третьих, за счет роста транзитных перевозок. Однако с транзитом ситуация и вовсе печальная. С начала года он уже упал на 9,6%. И несмотря на обещания замгендиректора, что с октября начнут действовать сквозные транзитные тарифы между Украиной, РФ и Казахстаном, что привлечет утраченные ранее объемы, Минтранс РФ продолжает стимулировать пониженными ж/д тарифами «обход» Украины через свои порты и белорусскую ж/д.

Конечно, остается надежда, что россияне тоже стремятся в ЕЭС, поэтому они будут вынуждены выравнивать тарифы. Однако до конца года осталось всего ничего, и даже изменение тарифов соседей вряд ли поможет наверстать упущенные за январь-август объемы грузоперевозок.

 Итог всех этих подсчетов может быть только один. Если в 2005 г. железнодорожное ведомтсво таки отдаст государству 2,1 млрд. грн., значительная часть этих денег будет «с мясом» выдрана из структуры необходимых затрат на топливо, текущий ремонт и обновление подвижного состава. Что, в свою очередь, приведет не то чтобы к росту, а к взрыву ж/д тарифов уже к началу 2006 года.

НОВОСТИ