20 октября 2005 12:53

Как проводить инновации

Поспешное внедрение новых технологий может навредить нефтяной отрасли

На днях парламент поддержал в первом чтении проект закона о снижении акцизных ставок на бензины с биодобавками. Однако сами нефтяники не согласны с мнением народных избранников.

18 сентября Верховная Рада Украины проголосовала за законопроект о внесение изменений в нормативные акты, касающиеся акцизного сбора и ввозных пошлин на некоторые товары, включая и нефтепродукты. В частности парламентарии предложили снизить уровень обязательства на бензины, содержащие высокооктановые кислородосодержащие добавки (ВКД), с 60 до 30 евро за тонну. По мнению народных избранников, подобный шаг поможет стимулировать производство более качественного горючего.

С парламентариями солидарен и председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко. Глава госхолдинга поддерживает подобную идею, так как, по его мнению, нужно максимально приблизить качество отечественных нефтепродуктов к европейским стандартам и наращивать объемы автомобильного топлива. «Нужно в обязательном порядке модернизировать наши перерабатывающие заводы, в том числе и по части применения биодобавок в процессе производства. Но это лишь узкий элемент реконструкции. Необходимо модернизировать НПЗ для того, чтобы они могли конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке», - заявил глава госхолдинга. Со своей стороны топ-менеджер пообещал применить эту технологию на Шебелинском ГПЗ. «Это будет первый и единственный завод с глубиной переработки 95%, который станет выпускать высокооктановое топливо в соответствии с евростандартами», - добавил Ивченко.

Но далеко не все поддерживают инициативу парламентариев. Президент «ТНК-ВР Украина» Александр Городецкий считает, что не следует принимать такие решения сгоряча. «Безусловно, государство должно стимулировать производство экологических бензинов. Вопрос как это сделать грамотно, не навредив и действительно достигнув желаемой цели - повышения качества нефтепродуктов», - отметил глава компании.

По мнению Городецкого, сегодня применение биодобавок при производстве бензинов сопряжено с некоторыми технологическими трудностями. «Топливо с ВКД при хранении безвозвратно расслаивается, особенно при низких температурах, при этом октановое число бензина снижается. Это требует высокой технологической культуры на всех этапах обращения со смесевыми бензинами – исключения на всех этапах контакта с атмосферным воздухом и не смесевыми бензинами. Для этого необходимо дополнительное оборудование – резервуары с системами рекуперации паров, отдельные коллекторы на НПЗ и нефтебазах, отдельные резервуары и топливораздаточные колонки на АЗС.
Кроме того, бензины с высоким содержанием этанола имеют ухудшенные смазывающие характеристики, ускоряют коррозионные процессы и могут вызывать образование отложений в двигателях автомобилей. Есть риск, что потребитель будет игнорировать данные продукты, что приведет к трудностям с его реализацией по всей цепочке – от НПЗ до АЗС», - заявил президент «ТНК-ВР Украина».

Правда, считает Александр Городецкий, в решении парламентариев есть и положительный момент. Депутаты предлагают использовать этил-трет-бутиловый эфир для производства ГСМ. Ведь, по словам топ-менеджера, горючее с содержанием этого элемента абсолютно совместимо с обычными бензинами, не расслаивается и не поглощает влагу. Поэтому эта добавка широко применяется как в Европе, так и в Соединенных Штатах.

Но у этой медали есть и обратная сторона. «Для производства ЭТБЭ необходимы технологические установки. Чтобы переоборудовать имеющиеся мощности по производству метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) под производство ЭТБЭ, нужны инвестиции. В случае снижения ставок акцизных сборов на бензины, содержащие ЭТБЭ, НПЗ смогли бы изыскать такие средства. Однако каждый завод должен сам определить для себя техническую и финансовую возможность выпускать тот или иной вид топлива. Принуждать производителей использовать ВКД, мягко говоря, некорректно», - считает Городецкий.

В заключение президент «ТНК-ВР Украина» добавил, что правительству следует решать подобные вопросы только путем диалога с нефтяниками. В противном случае поспешные, необдуманные действия могут обернуться негативными последствиями для государства в целом.

НОВОСТИ