21 октября 2005 14:54

Ликвидацию «Укрморпорта» катализатором реформ считать нельзя

Государственное объединение "Укрморпорт", в которое сегодня входят все государственные порты страны, будет ликвидировано, а взамен выстроена простая и понятная схема координации деятельности портов и соблюдения ими финансовой дисциплины.

Как передает пресс-служба министерства, на встрече с руководителями профсоюзов работников морской отрасли в среду министр транспорта и связи Виктор Бондарь сообщил, что на Минтранссвязи и государственный департамент "Укрморречфлот" возлагаются функции анализа, координации и нормативного регулирования, тогда как они должны заняться эффективной хозяйственной деятельностью и привлечением грузопотоков.

"Установление скидок в портах будет происходить по принципу построения прозрачного механизма экономического стимулирования владельцев груза, который ни в коем случае не должен противоречить нормам ВТО и не допускать возможности коррупции", - заявил министр.

Говоря о требованиях Минтранссвязи к руководителям портов, Бондарь назвал обеспечение высоких показателей работы предприятий, спокойствия в коллективе и конструктивных взаимоотношений с местной властью. "Ищите таких людей сами, предлагайте их на начальников портов - вам будут признательные все: и руководители, и работники", - сказал министр профсоюзным лидерам.

Гособъединение "Укрморпорт" было создано в декабре 2002 году с целью координации хозяйственной деятельности портов Украины: в первую очередь, тарифной политики на услуги, а также более рационального использования мощностей. В состав объединения вошли 22 предприятия, в том числе 20 украинских морских торговых портов. Руководство деятельностью ГО "Укрморпорт" осуществляло Минтранссвязи.

Уже в настоящее время по разным причинам из списка госпортов выбыли 3 организации. Собственно, "Укрморпорт" всегда был профсоюзом лоббистов - сначала при Минтрасе, потом при Минтрассвязи Украины. Только уже при министре Червоненко инициатива изменений в отрасли практически полностью перешла в руки министра. Однако его решения не стали катализатором реформ в отрасли.

Но, по крайней мере, несколько серьезных шагов сделано было. Среди них и достаточно рискованные, которые бывшему министру еще не раз вспомнят, такие как передача "Ильичевского контейнерного терминала" компании "Укртрансконтейнер".

Не станет катализатором реформ и исчезновение ГО "Укморпорт". Находящиеся в госсобственности порты необходимо срочно приватизировать или раздать профильным инвесторам. Иначе падение, наблюдающееся второй год подряд, продолжится и в следующие годы. И тогда старение техники, оборудования, износ причалов сделают начальные инвестиции для будущих инвесторов неподъемными, и предприятия придется отдавать за бесценок.

Если не ускорить приватизацию отрасли, против которой активно выступают и нынешние начальники портов, и профсоюзы, и большинство левых и правых политиков страны, то ни один из госпортов в ближайшей перспективе не сможет похвастаться оборудованием, какое есть у частных компаний в России, у новых терминалов на Украине; ни один из ныне государственных портов не сможет поддерживать грузооборот хотя бы на прошлогоднем уровне и выплачивать достойное вознаграждение своим сотрудникам и докерам.

НОВОСТИ