22 октября 2005 11:31

Госбюджет-2006

Часть первая - ПОДСТАВА ОТ ПИНЗЕНЫКА. ДЕПУТАТЫ УЖЕ ПРОИГРАЛИ

То, что парламент отклонил проект бюджета-2006, нормально. Ничего другого и не следовало ожидать от депутатов, лоббирующих интересы родственных структур. Каждый из них хочет максимальную сумму направить именно в нужном ему направлении. По словам министра финансов Виктора Пинзеныка, после подачи законопроекта правительством в парламент, от депутатов поступило более двух тысяч предложений на общую сумму более 100 млрд. грн.

Тот, кто хоть немного следил за различного рода собраниями, возмущениями, заявлениями, протестами и одобрениями, мог заметить, что одновременно с подачей заявок от депутатов все, кто мог, проявляли праведный гнев. Причем, с одной целью – «дайте денег». Аграрии кричали, что сельское хозяйство задыхается без ассигнований, хотя селяне едва ли видят из бюджетных миллиардов что-то, кроме компенсации процентной ставки по кредитам банков. И на том спасибо. Риторику шахтеров, инвалидов, строителей, дорожников и прочих казенных нахлебников продумать несложно.

Общая схема праведного недовольства такова. Пункт первый – « в бюджете на наше, самое важное для страны и ЛЮДЕЙ направление выделено мало денег». Пункт второй и он же промежуточный вывод - «правительство плохое». Пункт третий – «мы признаем, что оно хорошее, если даст столько, сколько нужно». Пункт четвертый, стимулирующий, - «народ и пресса должны надавить на плохих чиновников, которые не желают видеть нужд села (дорожников, инвалидов, и так далее – подставьте сами)».

Но в том-то и особенность уже второго по счету бюджетного процесса в Украине, что депутаты могут кричать и протестовать хоть до посинения. Но у них ничего не получится, потому что на всех денег не то что не хватит, а еще и очень ограниченное количество. Это можно назвать «подставой от Пинзеныка», и суть дела в том, что правительство использовало бюджет с одной главной целью – выиграть максимальное количество голосов избирателей для правящих партий. Прежде всего, блока «Наша Украина».

«Нашей Украине» нужно максимизировать сбор голосов весной 2006 года, и для этого правительство теперь уже Юрия Еханурова должно быть максимально социальным. Даже более, чем предыдущее, Юлии Тимошенко, чтобы превзойти его по популярности среди старушек и госслужащих, испытывающих неприязнь к олигархам и прочим подлецам, которые спровоцировали отставку симпатичной женщины. Вот и получился бюджет-2006 избыточно социальным. Выплаты населению достигают 80% и более расходов казны.

Получается, депутатам придется интенсивно драться за передел оставшихся 20 или менее процентов. Нарастить доходную базу не получится никак, а увеличивать дефицит, как разумно подметил Пинзенык, неразумно. Потому что его придется покрывать либо продажей госимущества, либо заимствованиями. Первое, уверен министр, не получится, второе – недопустимо.

Резать же «социалку» парламент не решится, потому что приближаются парламентские выборы. Это в обычный, неполитизированный, год смело можно ради аграриев вычеркнуть лишние суммы из фонда заработной платы учителей или ассигнований на закупку инсулина. Но в год приближающихся выборов депутаты на такое не пойдут. Едва хоть один депутат заикнется о такой возможности, как правительство и коллеги по Верховной Раде с радостью заклеймят его позором, и даже сделают себе репутацию защитников НАРОДА.

Депутаты наверняка пойдут иным путем - станут требовать от Минфина и максимизировать «социалку», и в то же время поддержать гибнущие отрасли. Испытанный прием, и безопасный. Отчасти, работа Кабмина по продвижению проекта бюджета упрощается. Поскольку на «социалку» депутаты претендовать не будут, ему останется только отбить претензии парламента на повышенные ассигнования в свои отрасли, чтобы не особенно перегружать себя проблемами сбора дополнительных дохода и финансирования. А сделать это нетрудно. Достаточно стоять на позиции, что денег для этого нет, а «занимать мы не будем». Тут и Президент подключится, скажет: «Шановні друзі, не можна таке робити зі своїм народом, запозичення – це хибний шлях». Или что-то в том же духе.

Итого, огласим приговор. Таким почти гарантированно будет бюджет-2006.

Доходы госбюджета – 118,7 млрд. грн., из них 95,1 млрд. – общий фонд, львиную часть которого идет на обеспечение «социалки». Для сравнения, 2004 год: 65,2 млрд. грн. и 51,4 млрд. грн. соответственно. 2005-й: 106,7 млрд. грн. и 81,1 млрд. грн. Налицо торможение пророста.

Расходы бюджета – 127,4 млрд. грн., из которых 103,3 млрд. грн. - общий фонд, основная масса которого составляет та самая «социалка». Для сравнения, 2004 год: 72,2 млрд. грн. и 58,6 млрд. грн. соответственно. 2005-й: 114,6 млрд. грн. и 88,8 млрд. грн. Значительное превышение, как будет понятно дальше, - за счет «социалки».

Наконец, дефицит бюджета – превышение расходов над доходами. Это те деньги, которые придется либо занимать на внутреннем рынке и/или за рубежом, или получать от приватизации. Кабмин сделал приоритетным второе направление. В 2006-м дефицит составит 9,9 млрд. грн., тогда как в 2005-м – 7 млрд. грн., а в 2004-м – 7,4 млрд. грн.

Но это далеко не все. Депутатские две тысячи запросов на 100 млрд. грн. все же отразились на проекте бюджета. К утру 20 октября он выглядел немного иначе. «Главное принципиальное отличие от поданного правительством законопроекта – это увеличение расходов на 10 млрд. грн.», - заявил Пинзенык. Угадайте, какой вывод он сделал. Правильно – так никуда не годится, жить в долг нельзя. Продать столько не сможем, а занимать неразумно. Ге-ни-аль-но!

Новое рассмотрение бюджета назначено на 1 ноября. Депутаты направили закон на доработку. Как думаете, что-то изменится? Безусловно, несколько пунктов будут подрихтованы. Но в целом закон останется прежним. Один раз это уже было. Как только Юрий Ехануров стал и.о. премьера, он ринулся исправлять проект бюджета-2006. Как обстояло дело, неизвестно. Скорее всего, произошел разговор по душам с представителями Минфина. Вскоре появился якобы доработанный вариант закона. По общим параметрам он ничем не отличался от изначального. В деталях, наверное, тоже.

Теги:
Финансы

НОВОСТИ