23 октября 2005 12:31

Госбюджет-2006

Часть четвертая - МИЛЛИОН НА МУЗЕИ И 285 – НА КПИ, ИЛИ ЗАЧЕМ МИНФИНУ ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ. БАРДАК В РАСХОДАХ

Никого не удивляет, что пояснительная записка Минфина к разработанному им проекту госбюджета-2006 посвящена исключительно «социалке» и сбору доходов? Меня – очень. Выше уже писалось о сути задумки Пинзеныка: переполнить финансовые планы «социалкой», а оставшуюся небольшую часть оставить на растерзание депутатам. Пожалуй, недоработки автора – в умолчании о том, что и остаток будет распределен не без участия Кабмина.

Небольшая предыстория. При составлении обновленного госбюджета-2005 произошла удивительная метаморфоза. Общеизвестно, что увеличилась «социалка». Но была и другая тенденция – сохранение и даже рост ассигнований государственным структурам: министерствам и ведомствам. Причем, закон принимался в ускоренном режиме: депутатам не дали рассмотреть весь проект, а буквально заставили голосовать на «социалку». Кто это сделал, известно – бывший премьер Юлия Тимошенко. В итоге, госбюджет-2005 прошел с большой помпой и со всеми пунктами, предусматривающими финансирование госаппарата.

Например, в 2005 году на 101,5 млн. грн. увеличены доходы Генпрокуратуры, на 409 млн. грн. – МВД, на 4,9 млн. грн. – такой антирыночной инстанции, как Госинспекция по контролю за ценами. Министерство культуры «выбило» себе дополнительные 102 млн. грн., аппарат Минобороны -- 295 млн. грн., МЧС -- 156,8 млн. грн. Список можно продолжать, и добавить в него министерства и ведомтсва, лишь для вида ограниченные в финансировании. Например, МинАПК получит меньше всего на 208 млн. грн., но ему достанутся 5,8 млрд. грн. Между тем, до аграриев все предыдущие годы средства не доходили. Они шли на научные исследования и разработку концепций.

В 2006 году будет то же самое. Если проследить постатейно предложенный Минфином план расходов, видно, как «чиновничьи» статьи разбухают от денег. Приведем примеры:

- Аппарат Верховной Рады – на 94 млн. грн. больше;
- Госуправление делами – на 131 млн. грн. больше, причем с 55 млн. грн. до 88 млн. грн. повышены ассигнования на организационное, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности Секретариата Президента, с 48 до 63 млн. грн. – обслуживание работы ведомства;
- Хозяйственный департамент Кабмина – на 46,3 млн. грн.;
- МВД - на 630 млн. грн. больше ассигнования на содержание аппарата и реализацию программ, и это не считая дополнительных 903 млн. грн. в разрезе общегосударственных расходов (пенсии);
- Минэкономики – на 11 млн. грн. на содержание аппарата и реализацию программ; а еще министерство получило целый ворох новых полномочий, и право распоряжаться ассигнованиями под них;
- Минуглепром получил в наследство от Минтопэнерго «жирный» кусок денег под переоснащение и модернизацию шахт, за счет которых долгие годы финансируются структуры отдельных олигархов, производящих нужное оборудование – давно пора бы разобраться с этой «клоакой», куда утекают бюджетные миллиарды;
- Минкультуры – на 59 млн. грн.;
- Госдепартамент лесного хозяйства – на 45 млн. грн.;
- Минобороны – на 874 млн. грн., и это не включая выплату обеспечения служащим Вооруженных сил и Госспецслужбы транспорта;
- Минобразования – на 1,39 млрд. грн. на содержание аппарата и реализацию программ;
- Минздрав – на 544 млн. грн. на содержание аппарата и реализацию программ;
- Минэкологии – на 615 млн. грн. (отметьте динамику – с 267 до 882 млн. грн.);
- Минтруда – на 1 млрд. грн., из которых значительная доля пошла на «социалку», но многие миллионы направлены на разного рода программы;
- Минпромполитики – на 118 млн. грн.;
- МинАПК – на 644 млн. грн.;
- Госкомстат – на 124 млн. грн. (хочется надеяться, что хоть инфляцию начнет показывать правильно);
- Минтранс – на 238 млн. грн.

И так далее, куда ни копни. Чиновники явно получат больше в следующем году, и Минфин явно не захочет вместо этих, «честных», статей вставлять в бюджет депутатские, которые «из жадности».

Ассигнования на чиновников не только увеличены. Важный и удручающий момент – направления расходования предполагают полную свободу толкования, а значит, и использования. Кроме того, виден явный дисбаланс в сторону «мутных» статей, и очевидный недостаток средств на более насущные, но прозрачные.

Например, возьмем едва ли не самое «жирное» министерство – образования: 8,9 млрд. грн. в 2006 году только на содержание аппарата и реализацию программ. Вглядимся в названия направлений и выделяемые суммы. «Прикладні розробки за напрямами науково-технічної діяльності  вищих навчальних закладів» - 77,3 млн. грн.; «бездонные» статьи подготовки студентов в ПТУ-техиикумах – 2,9 млрд. грн. и ВУЗах – 4,4 млрд. грн.;  «Методичне забезпечення діяльності навчальних закладів» - 31 млн. грн.; «Фізична і спортивна підготовка учнівської та студентської молоді» - 33 млн. грн. Особенно милые пункты – выплаты на содержание отдельных ВУЗов: Харьковской юракадемии – 82 млн. грн., Киево-могилянской академии – 34,9 млн. грн., и Киевский политех – 284,7 млн. грн. Возникает вопрос – чем это так обязано им государство, что выделяет огромные целевые дотации? И после этого названные ВУЗы еще и делают платным образование?

Кто-то сомневается, что по описанным направлениям нет утечки денег и их нецелевой растраты? А теперь посмотрим, сколько выделяется на содержание всех музеев в Украине. Целый 1 млн. грн.! Впрочем, неправда. Есть размытая категория «музейное дело», на которую выделены 32 млн. грн. Очевидно, по усмотрению Минкультуры. А еще в бюджете-2006 прописаны курируемые лично Президентом направления: создание культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький арсенал» и проведение работ на месте фундамента Десятинной церкви – суммарно 45 млн. грн. Чем эти два объекта так выделяются, что им адресовано в 45 раз больше денег, чем тысячам музеев по всей стране?

Все это иначе как «свинством» не назовешь. И тянется оно со времен обретения Украиной независимости. «Народная власть» оказалась ничем не лучше своих предшественников.

Интересный пункт «выкопала» Счетная палата. Впервые в истории Украины, Минфин предлагает выделить себе же из специального фонда бюджета 32,5 млн. грн. на природоохранные мероприятия. Мало того, что это не является профильным видом деятельности министерства. Так ведь и направления расходования в пояснительной записке не очерчены. Сразу возникает мысль о ведомственном охотничьем домике со всеми удобствами и довольные лица чиновников с ружьями. Может, все будет и не так. Но Счетная палата логично предлагает вычеркнуть такие ассигнования из бюджета. Действительно, лучше бы музеи отремонтировали.

Так чем после этого новый Минфин отличается от прежнего? Скажете, нет ручного управления бюджетом, и осталась в прошлом ситуация, когда даже для получения прописанных в бюджете денег приходилось приезжать в министерство и говорить по душам с чиновниками? Оказывается, нечто подобное сохранилось!

Статья 27 закона о бюджете-2006 дает Минфину  право в исключительных случаях перераспределять средства между бюджетными программами в рамках одного распорядителя. Проще говоря, утвердили статью, по которой Минздрав закупает редкие лекарства, а после этого по договоренности с Минфином деньги перебрасываются на ремонт здания облздрава.


«Материалы свидетельствуют, что «исключительные случаи» перераспределения средств между бюджетными программами приобрели массовый характер. Только на протяжении 2004 года внесено 174 изменения и перераспределены 560,6 млн. грн. Таким образом, предоставление Минфину права перераспределять средства по бюджетным программам, утвержденным законом про госбюджет, порождает безответственность со стороны главных распорядителей и позволяет создавать скрытые резервы для проведения отдельных расходов сверх определенных законом объемов», - пишет Счетная палата.


Возникает резонный вопрос – почему аналогичная статья кочует из года в год в законе о госбюджете? Уж не является ли это «кормушкой» Минфина и механизмом ручного управления бюджетом? Те же вопросы вызывает и раскритикованный Счетной палатой порядок предоставления кредитов из бюджета, и слабая юридическая проработка использования дотаций выравнивания доходов депрессивными с казенной точки зрения регионами. Во всех этих и в десятках других случаев речь идет о десятках и сотнях миллионов гривен, которые гоняются туда-сюда по договоренности с Минфином.

Как вы думаете, каких изменений хотят депутаты? Станут ли они требовать перепроверки всех ведомственных планов и ассигнований, чтобы отсечь «мутные» статьи? Например, урезать ассигнования Киевскому политеху, который вдруг оказался таким особенным, что получает в отдельном порядке почти 300 млн. грн. Вряд ли. Скорее, парламентарии будут стремиться дополнительно нагрузить бюджет своими расходными статьями. Ну, а Пинзенык будет на страже и не пропустит ничего подобного. И это наименьшее из зол. Бюджет и так напряженный из-за необходимости сбора денег на финансирование чиновников. А тут еще и депутатские статьи? Нет уж, спасибо.

Теги:
Финансы

НОВОСТИ