27 января 2006 17:41

Кому выгоден кризис в энергетике

В 2001-м Ощадбанк был отстранен от обслуживания энергорынка, но теперь он хочет вернуть себе потоки

В ближайший понедельник состоится повторное рассмотрение вопроса о переносе потоков облэнерго в Ощадбанк. Возможные причины -- финансирование выборов и проведение взаимозачетов в ТЭК.

В понедельник 16 января проходило закрытое заседание рабочей группы Кабмина на тему исполнения закона №2711 от 2005 года «О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий ТЭК». Этот нормативный акт призван урегулировать многомиллиардные задолженности в отрасли. Как известно, сегодня огромные суммы «кредиторки» и «дебиторки» отображаются на балансах энергетиков, но реального движения денежных средств по этим долгам не происходит. Обсудить эти проблемы собрались представители правительства, Минтопэнерго и Минуглепрома, Минэкономики, принадлежащих государству Ощадбанка и Укрэксимбанка.

Помимо прочих вопросов, на заседании по инициативе представителей государственных финансовых структур рассматривался вопрос смены уполномоченного банка по обслуживанию денежных потоков энергорынка. Как известно, с 1997 года, с годичным перерывом, эту функцию выполняет Проминвестбанк. На сегодня в нем открыто более тысячи счетов предприятий-поставщиков электроэнергии (облэнерго и их структурных подразделений) с аббревиатурой «со специальным режимом использования».

Это означает, что к деньгам, поступающим на эти счета, сами компании и финансовый посредник не имеют права прикасаться. Ежемесячно Национальная комиссия по регулированию рынка электроэнергии (НКРЭ) присылает в банк алгоритм автоматического распределения собранных средств, по которому часть денег ежедневно возвращается на счета облэнерго, а все остальное уходит государственному предприятию «Энергорынок» в оплату за купленную у него оптом электроэнергию. Сам банк является единственным агентом по обслуживанию всех этих потоков, что позволяет обеспечить Минтопэнерго  и НКРЭ полный контроль и бесперебойность платежей за электроэнергию. Поскольку финансовое учреждение специально отбирается по целому ряду параметров, то имеет звание уполномоченного.

Вместо «Проминвеста» в прошлый понедельник попытались путем голосования с голоса назначить ОАО«Ощадный». Незадолго до этого в письме на имя премьера представители казенных финансовых структур написали: «Реализация проекта позволит повысить уровень капитализации государственных банков, снизить финансовые расходы предприятий оптового рынка, связанные с банковским обслуживанием, увеличить объем кредитов в развитие энергетической отрасли, увеличить поступления в доходную часть государственного бюджета».

Впрочем, энергетики не прониклись сочувствием – слишком неубедительными были аргументы. Например, тезис о том, что «госпредприятия должны обслуживаться госбанками», не работал: 82% предприятий ТЭК полностью или частично относятся к частной собственности. Поэтому учитывать интересы государства пришлось бы наравне с мнениями других владельцев. А те были заведомо против. 28 декабря 2005 года состоялось заседание Совета энергорынка, который единогласно постановил, что на сегодня нет оснований для смены уполномоченного банка.

Накануне заседания в письмах правительству представители ТЭК подтвердили свою позицию. Руководитель Минтопэнерго в послании от 13 января заявил: «При рассмотрении этого вопроса целесообразно учесть мнение Совета Энергорынка». Аналогичной оказалась позиция НАК «Энергетическая компания Украины»: «Не видим оснований для смены уполномоченного банка». В письме Национальной НКРЭ значится: «ПИБ доказал полное соответствие требованиям к уполномоченному банку. С целью обеспечения надежного функционирования объединенной энергосистемы, НКРЭ не видит оснований для обсуждения вопроса смены уполномоченного банка».

В итоге, голосование провалилось. «За» предложение финансистов оказались только представители Ощадбанка и Укрэксимбанка, а также некоторые чиновники, поддерживающие их. Самое удивительное, что среди участников заседания не оказалось ни одного представителя «Проминвеста». Их забыли пригласить.

Однако государственные финансисты не сдавались. В тот же день премьер подписал поручение, которым обязал Минэкономики подготовить проект постановления «Об определении уполномоченного банка».
Первоначальный проект постановления, который предлагался две недели назад, предполагал создание рабочей группы по поэтапному переводу участников оптового рынка электроэнергии на обслуживание в государственные банки. Однако поскольку энергетики отказались менять уполномоченный банк, а «Проминвест» и подавно бы на это не пошел, то перевод решили сделать быстро и без привлечения экспертов.

В новом постановлении зафиксирован простой порядок: сделать уполномоченным банком «Ощадный». Предполагается вынести проект постановления на утверждение премьера в понедельник 30 января. Скорее всего, заседание будет закрытым.

Все это время Проминвестбанку блокируется доступ к обсуждению переноса. «Чиновники нас не принимают, пробиться к ним на прием нереально. ПИБу не выдвигают никаких аргументов, все решения принимаются подпольно, без нашего участия. Складывается впечатление, что идет партизанская война против банка, а ведут ее чиновники и государственные банки», - теряется в догадках зампред Проминвестбанка Сергей Давиденко.

Он рассказал, что попытки переделить клиентскую базу ПИБа в пользу госбанков предпринимаются с начала прошлого года. Именно тогда председателем правления Укрэксимбанка стал Виктор Капустин, а главой наблюдательного совета, позже руководителем Ощадбанка – Александр Морозов. В прошлом оба депутаты, имеющие хорошие связи в правительстве и Секретариате Президента, эти финансисты начали инициировать перевод клиентов на обслуживание в государственные банки.

Известно, что 18 июля прошлого года Капустин объявил о переводе на обслуживание в его учреждение НАК «Нафтогаз Украины». По словам Давиденко, из этого ничего не вышло, потому что перенос оказался слишком сложным технически, а обслуживание энергетики – очень тяжелой для освоения специалистами «Эксима». Он подчеркнул, что в Украине подобный опыт имеет, пожалуй, только ПИБ, который унаследовал эту сферу еще со времен СССР. Система распределительных счетов в 1997 году создавалась с непосредственным участием финансистов из ПИБа. Банк стал первым, кто запустил механизм в работу.

Давиденко напомнил, что в 2000 году решением правительства Ощадбанк уже становился уполномоченным по обслуживанию счетов энергорынка.

«Какой была реальная причина этой смены, до сих пор неизвестно. ПИБу сообщили, что он предложил лучшие условия, и мы уже праздновали победу. Но было принято другое решение», - отметил он.

Но прошло меньше года, и ПИБ восстановили в прежнем статусе - «Ощадный» сильно испортил свою репутацию. Он допустил списание с распредсчетов энергорынка более 20 млн. грн., хотя это запрещено было делать даже по судебным решениям. По закону «Об электроэнергетике», средства на них считаются общими деньгам участников энергорынка.

По словам Давиденко, находились неоднократные подтверждения того, что Ощадбанк не мог обеспечить быстрые и качественные расчеты с электроэнергетиками в считанные секунды, как до этого делал ПИБ. Были задержки с зачислением средств на счета, иногда деньги не доходили вовремя до конечного потребителя – угольщиков и генерирующих компаний. Соответственно, у тех происходили задержки по выплате зарплаты.

Счетная палата в 2001 году проанализировала качество обслуживания энергетиков Ощадбанком и записала в выводах: «Невзирая на значительную задолженность Оптового рынка перед всеми его участниками, ГП «Энергорынок» вместе с Ощадбанком, в нарушение положения о Порядке проведения расчетов за электроэнергию, в отдельные дни удерживали на распределительном консолидированном счету значительные суммы средств. Отсутствие контроля со стороны НБУ и НКРЭ за своевременным распределением средств оптового рынка электроэнергетики давало возможность Ощадбанку использовать средства на собственные нужды».

Наконец, «Ощадный» просто не был способен кредитовать энергетиков в нужных объемах. У него был слишком маленький капитал, а по нормативам НБУ объемы предоставляемого финансирования зависят от этого показателя. Это вызывало проблемы у энергетиков.

«Функция уполномоченного банка – не только в обеспечении расчетов, но и в финансировании. Поступления у энергетиков большие, но есть и существенные временные разрывы. В адрес облэнерго кто-то платит до 10 числа, а кто-то – до 20-го. Они же должны рассчитываться день в день», - пояснил Давиденко.

В итоге, энергетики были вынуждены просить правительство об обратном переносе на обслуживание в ПИБ. Совет энергорынка на своем заседании принял решение о нецелесообразности дальнейшего сотрудничества. Кабмин пошел ему навстречу. А чтобы впредь исключить недоразумения, правительство своим постановлением в 2001 году утвердило Порядок определения уполномоченного банка, в котором открываются распредсчета. Финучреждение отбирается на конкурсе по ряду параметров: оно должно создать специализированное подразделение с высококвалифицированными специалистами по обслуживанию распредсчетов, иметь развитую сеть, имеет опыт создания банковских консорциумов. Особым условием стало наличие внутренней платежной системы, которая обеспечивала бы осуществление платежей через систему «клиент-банк» и их прохождение в течение одного часа после получения платежного поручения. Преимущество при отборе получал банк, который предоставлял бы лучшие условия по пополнению оборотных средств предприятий.

По всем этим параметрам ПИБу до сих пор не находится равных. В его структуре создан специализированный департамент, который в течение четырех лет нарабатывал технологии обслуживания энергорынка. По словам Давиденко, под каждое облэнерго пришлось создавать особую схему работы, а всех его клиентов оповещать о процедурах оплаты электроэнергии. В «Проминвесте» есть внутренняя платежная система, которая позволяет в режиме реального времени проводить все платежи. Среднее время прохождения денег – до пяти минут.

По всем показателям Ощадбанк на сегодня проигрывает ПИБу. Прежде всего, у него нет специализированного подразделения и квалифицированных специалистов, работающих там. Платежная система госучреждения не подходит под критерии Порядка. Она работает по второй модели построения системы электронных платежей. В результате, деньги из одной области в другую идут через сложную цепь региональных расчетных палат Ощадбанка и НБУ. Это приводит к тому, что расчеты между регионами зависят от регламента работы НБУ, а за счет множества звеньев они становятся очень затянутыми по времени.

Для сравнения, в ПИБе применяется третья модель системы электронных платежей. Она предполагает, что у банка единый корсчет, на который увязаны все филиалы по Украине. В итоге, не выходя на уровень НБУ, «Проминвест» может в считанные минуты перебросить деньги из одной области в другую внутри своей системы без ограничений по срокам. По словам Давиденко, бывали случаи, когда платежи по просьбе энергетиков и угольщиков проводились до часу ночи. Как при всем этом у Ощадбанка получится проводить расчеты быстрее и дешевле, эксперт не смог ответить.

Кроме того, по-прежнему «Ощадный» не способен кредитовать в больших объемах. Его капитал даже после увеличения в декабре прошлого года остается вдвое меньшим, по сравнению с ПИБовским. Это значит, что в одни руки и в целом он может выдать ровно половину того, что дает «Проминвест». Безусловно, государственная структура делает ставку на создание консорциума с участием Укрэксимбанка: у того и капитал больше, и деньги есть. Однако у «Эксима» нет сети отделений по всей стране и специалистов по обслуживанию энергетики. И хотя у этого банка система платежей работает по третьей модели, как и у ПИБа, этим преимуществом воспользоваться не удастся – уполномоченным будет именно «Ощадный».

Очевидно, зная все это, в будущий понедельник на рассмотрение премьера будет подан особый проект постановления. Документ предполагает отменить пункт Порядка, который гласит: «Кабмин определяет банк, который в наибольшей степени отвечает требованиям, установленным этим Порядком к уполномоченному банку». То есть, не будут учитываться ни качество платежной системы, ни наличие специалистов, ни возможности по кредитованию.

Если премьер подпишет постановление, возможны сразу несколько негативных последствий. Прежде всего, могут повториться все негативные явления 2000 года. Из-за низкой квалификации работников «Ощадного» и отсутствия необходимых внутрибанковских процедур, может нарушиться платежная дисциплина на энергорынке. Кроме того, следует учесть, что более 80% предприятий ТЭК обслуживаются в ПИБе, включая угольщиков. Благодаря этому, потоки отрасли связаны воедино, а расчеты проводятся оперативно. Если вырвать рынок электроэнергии из общей цепочки, неизвестно, насколько ухудшится ситуация с платежами в отрасли, и особенно в угольной.

Так зачем же понадобилось переносить счета энергорынка в Ощадный банк, если негативные последствия этого видны уже сейчас? Это может быть связано с желанием руководства «Ощадного» пропустить через свою структуру потоки платежей по урегулированию долгов в энергетике. До августа 2006-го должны быть подготовлены все процедуры по проведению в рамках закона №2711 взаимозачетов, реструктуризации и списания «кредиторки» и «дебиторки» отрасли. На сегодня ПИБ уже разработал и согласовал с участниками рынка почти 90% процедур. Учитывая, что по ним пройдет урегулирование многомиллиардных оборотов, выгоды банка-агента очевидны.

Кроме того, можно предположить, что деньги энергетиков могут быть направлены на финансирование кампании по выборам в парламент. Среднедневные остатки средств предприятий ТЭК в 2005 году составляли 930,8 млн. грн. Это ли не потенциальный ресурс для кредитования структур, связанных с известными политиками?

И несколько слов о банкире Морозове. До марта 1995 года Морозов возглавлял внешнеторговый филиал Проминвестбанка Украины. Превысив данные ему полномочия, он допустил осуществление неконтролируемых форексных операций, что нанесло банку большие валютные потери. В связи с чем он был отстранен от работы, а внешнеторговый филиал ликвидирован.

Ипполит ИГНАТОВ

журналист (специально для «ЭКОНОМИКИ»)

Теги:
Финансы

НОВОСТИ