30 января 2006 19:19

Нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» запустят весной

Шансы украинской магистрали «Одесса-Броды» на прокачку каспийского сырья снижаются

На днях Минтопэнерго поручило НАК «Нефтегаз Украины» завершить ТЭО достройки артерии «Одесса-Броды» до Плоцка к 1 апреля. Между тем, западные нефтяники продолжают заполнять сырьем «Баку-Тбилиси-Джейхан». Согласно прогнозам, первая партия сырья уйдет из турецкого порта весной текущего года.

Дальнейшая судьба многострадального трубопровода «Одесса-Броды» все еще под большим вопросом. Украинские чиновники, как всегда, настроены оптимистично и уверены, что через некоторое время магистраль начнет транспортировать в Европу каспийскую нефть. Напомним, что в декабре прошлого года состоялась презентация бизнес-плана достройки объекта до Плоцка. Тендер на технико-экономическое обоснование этого проекта выиграл консорциум компаний SWECO PIC (Финляндия), ILF GmbH (Германия) и KANTOR (Греция). По мнению его участников, инвесторы могут смело вкладывать средства в упомянутую авантюру. Риск инвестиций, полагают они, здесь является минимальным.

Технико-экономическое обоснование проекта должно появиться на свет до 1 апреля текущего года. А к октябрю его участники планируют представить главе государства список частных инвесторов, которые отважатся профинансировать достройку «Одесса-Броды» до Плоцка.

Но скептики полагают, что сделать это будет очень непросто. Ведь нефтепровод «Одесса-Броды», который был построен еще в 2001 году, простаивал в течение трех лет. За это время Украина получила несколько технико-экономических обоснований от западных консалтинговых компаний. И все они хором утверждали, что выгоднее всего транспортировать сырье именно из Одессы в Броды.

Однако экспортеры сырья не разделяли их точку зрения и упорно отказывались загрузить украинскую магистраль нефтью. Все переговоры завершались общими фразами о «плодотворном сотрудничестве» в будущем, однако никто не торопился подписывать контракты на поставку энергоносителя. И перспективная евро-азиатская транспортная артерия была три года наполнена консервантом.

А инвесторы тем временем активно занимались созданием альтернативного маршрута транспортировки нефти. Ведь сегодня сырье из Азербайджана и Казахстана поступает в черноморские порты, а оттуда доставляется в Европу на танкерах через проливы Босфор и Дарданеллы. Однако турецкие власти полагают, что водные коридоры сильно перегружены и нередко прибегают к различным ограничениям. Например, в 2002 году чиновники установили запрет на проход судов длиной более 200 м в ночное время. Поэтому когда у экспортеров появилась возможность миновать злополучные морские врата, они с радостью взялись за дело.

И вот к 2005 году на свет появился новый нефтепровод длиной 1,76 тыс. км, ведущий из Азербайджана прямо в турецкий порт Джейхан на побережье Средиземного моря. Мощность объекта -- 1 млн. барр. в сутки или же 50 млн. тонн в год.  Акционерами являются: ГНКАР (the Азербайджан, 25%); British Petroleum (Великобритания, 30,1%); TPAO (Турция, 6,53%); Statoil (Норвегия, 8,71%); Unocal (США, 8,9%); Itochu (Япония, 3,4%); Amerada Hess (США, 2,36%); Eni (Италия, 5%); TotalFinaElf (Франция, 5%); INPEX (Япония, 2,5%) и ConocoPhillips (США, 2,5%). 10 мая 2005 года участники альянса начали заполнять магистраль технологическим сырьем.

Сегодня нефтяникам уже удалось загрузить азербайджанский участок магистрали, а это около 443 км, и грузинский – 248 км. И сейчас владельцы магистрали наполняют самую длинную ветку трубопровода – турецкую 1076 км. По прогнозам специалистов, первый танкер с каспийским сырьем уйдет из порта Джейхан весной этого года.

А «Одесса-Броды» пока что прокачивает российскую нефть из Брод в Одессу. В 2005 году объемы транспортировки составили 5,8 млн. тонн. А в текущем, по словам президента «ТНК-ВР Украина» Александра Городецкого, показатель достигнет 6 млн. тонн. Напомним, что власти согласились запустить магистраль в реверсном режиме в сентябре 2004-го. Поскольку сторонники аверса так и не смогли заключить контракты с каспийскими поставщиками.

Наблюдатели полагают, что и в будущем Украине будет непросто загрузить свою магистраль азиатским сырьем. Так, Азербайджан сегодня добывает более 20 млн. тонн в год. Из них на экспорт отправляется примерно 69% -- около 14,4 млн. тонн. А такого количества явно недостаточно, чтобы заполнить трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» мощностью 50 млн. тонн в год хотя бы наполовину. Поэтому не исключено, что недостающие объемы обеспечит второй потенциальный поставщик нефти – Казахстан. Здесь объемы извлекаемых из недр углеводородов достигают 60 млн. тонн в год. Более того, глава государства Нурсултан Назарбаев неоднократно заявлял, что его страна готова присоединиться к проекту «Баку-Тбилиси-Джейхан».

Поэтому, считают наблюдатели, если в текущем году нефтяникам удастся заполнить магистраль технологическим сырьем и начать коммерческую прокачку, то шансы «Одесса-Броды» на транспортировку каспийской нефти заметно снизятся.

НОВОСТИ