31 января 2006 14:21

Правительство защитит автопром от ВТО

Путем поддержки из бюджета

Кабмин 12 января своим Распоряжением N10-р «Об утверждении плана мероприятий по нейтрализации возможных негативных последствий в связи с вступлением Украины в ВТО и обеспечения усиления конкурентоспособности национальной экономики» дал понять отечественным автопроизводителям, что правительство в трудную минуту их не бросит.

В документе признается, что согласно Генеральному Соглашению по тарифам и торговле Украина вынуждена ликвидировать льготы для автопроизводителей и снизить ставки ввозной пошлины, что приведет к снижению конкурентоспособности отрасли, сокращению производства и числа рабочих мест.

Для предотвращения таких явлений Кабмин предлагает установить механизм снижения стоимости пользования кредитами для чего предусмотреть средства в Бюджете-2007 и последующих бюджетах. Наверное, здесь идет речь о компенсации государством процентной ставки по кредитам для производителей и может быть для покупателей тоже.

Если говорить о покупателях, пускай только машин отечественного производства, то эта мера вызовет у них дикий восторг. Да и сами промышленники оценят ее по достоинству. Поскольку в прошлом году автокредитование спасло авторынок от падения после неоднократного повышения цен на автомобили. К осени сформировались и средние условия: процентная ставка колеблется в пределах от 12-13% годовых в валюте и 15-17% - в гривне. Как правило, предусмотрен стандартный авансовый взнос от 15% и срок кредитования до 6 лет. Эксперты, кстати, и без кабминовской программы прогнозируют понижение процентных ставок на 0,5-1%, но с этими условиями банки начнут выходить на рынок в феврале.

Кроме того, настоящим ноу-хау 2005 года стал пакет с нулевым первым взносом. В 2006 году банки намерены продолжить стимулирование покупки новых автомобилей. Повысится и качество предлагаемых услуг. Ожидается, что срок рассмотрения заявок заемщиков сократится, что позволит оперативнее решать вопросы кредитования. По оценкам участников рынка в 2006 году автокредитование охватит до 50% автопродаж, тогда как в 2005 году этот показатель приблизился к 40% в среднем по рынку.

Также по плану правительство будет добиваться переходного периода для Украины, в течении которого ставки пошлин будут снижаться поэтапно и будет определено правовое поле для господдержки страхования и кредитования экспортных поставок. Ответственные за перечисленный ряд действий также определены: Минфин, Минпромполитики, Минэкономики. Указанные действия ведомствам надлежит проделать уже в ближайшее время, то есть с 1 квартала 2006 года.

Резюмируя план действий Правительства, можно предположить, что поддержка автопромышленности будет заключаться в активных действиях по бюджетной поддержке, а также в поэтапном «замораживании» ввозных пошлин на иномарки на переходных период, который чиновники должны «выторговать» на переговорах со странами-участниками рабочей группы по рассмотрению заявки Украины на членство в ВТО.

К примеру, в 2005-м отмена льгот для отечественных производителей и удорожание украинских авто не лучшим образом сказались на результатах продаж. По мнению экспертов, если бы правила игры не изменились, реализация марок отечественного производства могла бы быть выше на 20– 25%. А так динамика не превысила 22%. Данные Auto-Consulting показывают, что многие марки этой компании потеряли свои рыночные позиции. К примеру, если в 2004 году «ЗАЗ» удерживал 18,2% рынка, то в прошлом -- 12,8. Daewoo «упала» с 18,8 до 12,5%, Opel -- с 2,1 до 1,7%. А вот Chevrolet демонстрирует рост (с 4,9 до 11,5%), очевидно, потому что 2004-й стал для марки первым годом активных продаж.

НОВОСТИ