02 февраля 2006 19:23

В ожидании смесевых бензинов

Парламент упорно создает условия для производства некачественного горючего

Кризис на украинском рынке нефтепродуктов продолжается. Растущие потоки импортного топлива ставят отечественных производителей в затруднительное положение. Однако Верховная Рада почему-то лишь усугубляет и без того незавидное положение наших НПЗ.

Отсутствие пошлин на ввоз нефтепродуктов в Украину негативно сказывается на состоянии отечественных НПЗ. Производство горючего внутри страны стремительно уменьшается. Так, объемы переработки сырья за 2005 год снизились на 17,8%, а выпуск бензинов – на 13,2%. Общие простои заводов в этот период составили 604 дня.

И сегодня отрицательная динамика сохраняется. Украинским НПЗ, которые платят за каждую тонну на границе около 180 долл. пошлины, становится все труднее конкурировать с импортерами. Однако власти в силу неизвестных причин не пытаются поправить положение. Напротив, своими действиями парламент еще больше осложняет и без того непростую ситуацию.

Напомним, что 22 декабря 2005 года Верховная Рада поддержала в первом чтении проект закона, который предусматривает снижение акцизного сбора на выпуск автомобильного топлива с биодобавками с 60 до 30 евро/т. По мнению народных избранников, такие меры станут хорошим стимулом для модернизации отечественных перерабатывающих заводов.

Правда, Президент Виктор Ющенко вернул документ в парламент на повторное рассмотрение. По мнению главы государства, закон не принесет экономике ничего, кроме вреда. Так, согласно расчетам Министерства финансов, это может привести к недопоступлению в бюджет около 685 млн. грн.

Упомянутый же проект закона не содержит финансово-экономического обоснования таких потерь и не предусматривает источников их компенсации. Кроме этого, как отмечает глава государства, документ не соответствует требованиям Бюджетного кодекса и Закона "О системе налогообложения". А они гласят, что изменения в нормативные акты, предоставляющие налоговые льготы, вносятся на рассмотрение парламента не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года.
Это не смутило депутатов. 19 января они повторно проголосовали за упомянутый акт. И теперь выходит, что парламент сознательно поддерживает производство смесевых бензинов. Ведь использование биоэтанола при выпуске горючего далеко не всегда повышает его качество. Применение таких добавок может привести к разрушению деталей цилиндро-поршневой группы.

И, что самое главное, закон никоим образом не стимулирует владельцев НПЗ модернизировать свои предприятия. Да и зачем? Если парламент вводит преференции для производителей некачественного топлива, то стоит ли нефтяным компаниям стараться предложить потребителю достойный продукт. Вряд ли. Поэтому игроки полагают, что вскоре в Украине будут создаваться небольшие нефтебазы, которые, прикрываясь нормативным актом, смогут уходить от уплаты акцизного сбора.

А для повышения качества бензина, по мнению аналитиков, следует повысить государственные стандарты. Однако и это вряд ли заставит собственников НПЗ сразу же провести модернизацию своих предприятий. Поскольку остаются другие сдерживающие факторы. Так, за ввоз дорогостоящего оборудования для нефтезаводов предпринимателям придется уплатить немалую сумму на границе.

Между тем, производители смесевых бензинов будут чувствовать себя намного свободнее. Ведь акцизный сбор для них будет составлять уже не 60, а 30 евро/т. Более того, никто не станет контролировать качество их продукции. А это в свою очередь может привести к новым «внеплановым ремонтам» на ведущих украинских НПЗ.

И весной, в период пикового спроса на нефтепродукты, производители будут просто не в состоянии насытить рынок необходимым количеством горючего. Это может снова привести к появлению огромных очередей на АЗС и нормированию розничных продаж до 10 л в один бак.

НОВОСТИ