22 февраля 2006 20:20

АМК сменил Минэкономики в госзакупках

Во вторник депутаты преодолели вето Президента на нелепый закон

В этот вторник состоялась революция. Парламент единодушно, в 314 голосов, преодолел вето Президента на документ под названием «О внесении изменений в Закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» и другие законодательные акты Украины». Одним из результатов вступления его в силу станет передача полномочий по осуществлению госзакупок от Минэкономики Антимонопольному комитету.

«Экономика» уже писала об этом нормативном акте, составленном с нарушением всех возможных юридических норм. Указывалось, что еще 3 ноября, в первом чтении, документ был целиком нормальным, поскольку выстраивал формальные цепочки отношений участников процесса расходования державных денег. Однако ко второму чтению был представлен совсем другой проект. В нем неожиданно появились такие нормы, как отчетность КРУ, Госказначейства, МинАПК и Госкомстата перед парламентом о ходе закупок, а также требование создать при Счетной палате Специальную контрольную комиссию по вопросам государственных закупок, что не соответствовало закону, регулирующему работу этого органа.

Еще в первом чтении госзакупками должен был заниматься просто некий «уполномоченный орган», на месте которого по умолчанию видели Минэкономики. А ко второму в тексте внезапно возник Антимонопольный комитет, хотя как раз он является наихудшим вариантом из всех возможных. Ведь получится, что АМК станет совмещать функции контролера и распорядителя, а это уже противоречит самой логике разделения ветвей власти, которая лежит в основе Конституции.

Тем не менее, во втором чтении закон был единогласно принят 15 декабря, и для вступления документа в силу оставалось лишь получить подпись Президента. Глава государства, естественно, отказал, написав на четырех листах, почему. Аргументы Виктора Ющенко были понятны.

Он отметил, что Верховная Рада не имеет права контролировать деятельность отдельных государственных органов, потому что ей подотчетен только Кабмин, олицетворяющий исполнительную власть в целом. И вообще, по мнению Виктора Ющенко, вся затея парламента не соответствовала мировой практике и внутреннему законодательству. Например, пункту 27 Бюджетного кодекса, который требует опубликовывать до 15 августа  предшествующего года все нормативные акты, способные изменить доходную или расходную часть казны.

Однако 21 февраля парламент все же преодолел вето Президента. При необходимых 300 голосах набралось 314. Удивительной была солидарность депутатов, голосовавших «за»: среди них оказались представители абсолютно всех фракций, даже провластных блока Литвина, социалистов и «Нашей Украины». От последней голосовали, например, Юрий Кармазин и Юрий Оробец.

Что сплотило парламентариев, непонятно. Есть много версий, например, личная: депутатам не терпелось насолить Минэкономики. Еще одна - политическая: закон пролоббирован оппозицией - под номером 29 в избирательных списках Партии регионов проходит руководитель АМК Алексей Костусев.

Свой вариант предложил Президент в обосновании наложенного на закон вето. Он прозрачно намекнул на то, что Минэкономики своими письмами разрешал заказчики публиковать объявления о госзакупках на собственных сайтах, а не на единой интернет-странице zakupivli.com, принадлежащей ООО «Европейское консалтинговое агентство». Виктор Ющенко указал, что стоимость услуг названного агентства составляла 300-800 грн., в результате чего лишь во втором полугодии 2005-го заказчики необоснованно потратили на размещение информации 800 млн. грн. бюджетных средств. Удивительно, что существование такого буфера по накоплению средств прошло незамеченным со стороны АМК.

Таким образом, Президент намекнул, кому было выгодно наказать не к месту либеральное Минэкономики. Впрочем, выглядело странным то, что одновременно глава государства защищал столь же монопольный «Вісник державних закупівель».

Что будет дальше, предположить нетрудно. Как объяснили «Экономике» в профильном парламентском комитете, теперь Виктор Ющенко, согласно статье 94 новой Конституции, обязан в течение десяти дней подписать документ. Если же он этого не сделает, спикер Верховной Рады введет закон в действие своей визой. Обратного хода быть уже не может – «второго вето не бывает», объяснили в комитете. Значит, закон все же вступит в силу.

И тут же начнутся проблемы. В документе значится, что в течение месяца после принятия закона Кабмин должен принять все необходимые подзаконные акты, согласно которым полномочия по осуществлению госзакупок должны будут передаваться АМК. Директор департамента координации госзакупок Минэкономики Светлана Нежнова считает, что реально перенос потребует куда большего времени.

«Законом прописана слишком быстрая для такого объема работ процедура вступления изменений в силу. Кроме того, происходит рассеивание функций между органами законодательной и исполнительной власти, а взаимоувязки между ними в законе не прописаны. Главная проблема в том, что ни у Счетной палаты, ни у АМК нет подразделений на местах. Наши специалисты сейчас сидят в управлениях экономики облгосадминистраций. Кто этим будет заниматься у них? Например, Счетной палате предоставлены полномочия по рассмотрению жалоб, но у нее нет областных отделений. А ведь это очень большой объем работы», - отметила Нежнова.

Один из чиновников в Кабмине в неформальной беседе рассказал, что у Минэкономики остается надежда даже после преодоления вето Президента. Он отметил, что правительство просто будет затягивать с принятием необходимых для реализации закона нормативных актов. Это позволит выиграть время и разработать встречный законопроект, который вновь вернет Министерству экономики функции управления госзакупками.

«Теперь все зависит только от слаженности действий Кабмина и Президента, которые должны затянуть реализацию положений закона и быстро провести через парламент необходимые изменения в законодательство. Главное, чтобы они действовали заодно», - отметил чиновник.

НОВОСТИ