07 декабря 2006 18:26

Бюджет-2007 уже принят

Даже в случае вето Президента закон останется почти таким же, как было утвержден вчера

6 декабря страна фактически получила бюджет на 2007 год. Произошло это легче, чем ожидалось. Парламентское большинство во втором чтении большинством голосов одобрило предложенный Минфином законопроект. Третье чтение, как и во все предыдущие годы, пройдет незаметно, потому что на этом этапе происходит самое интересное. В финансовую смету вносятся тонкие, порой конъюнктурные, корректировки. Например, прописываются стотысячные ассигнования на ремонт охотничьего домика.

И все же, к третьему чтению параметры закона о бюджете вряд ли существенно изменятся. Между первым и вторым чтениями в проект законопроекта уже были внесены примерно 3,5 тыс. поправок. Примерно такое же количество предложений депутатов было отклонено. Каждый депутат, который хотел пролоббировать интересы родственных компаний, получил такой шанс. Если ему что-то не удалось до сих пор, то и впредь вряд ли получится. Время договоренностей уже прошло.

Остается единственное препятствие для принятия закона – мнение Президента. 5 декабря он обратился к правительству с требованием поменять ряд параметров документа. Главная претензия главы государства – недостаточные темпы прироста доходов населения согласно бюджету. По расчетам Секретариата, с учетом инфляции и повышения подоходного налога (с 13% до 15%) реальные доходы населения на протяжении 2007 года будут падать. Поэтому Президент требует существенно увеличить базовые показатели бюджета: прожиточный минимум, минимальная зарплата и пенсия. Также глава государства просит учесть интересы армии, устранить «ручное» управление бюджетом, а также пересмотреть макроэкономические прогнозы – оценку инфляции увеличить, а ВВП - уменьшить.

В начале декабря Президент пообещал ветировать закон о бюджете, если его пожелания не будут учтены. После неудачных парламентских выборов это единственное оружие, которое осталось у главы государства. Поэтому правительство к его словам относится очень настороженно. Для этого есть причины. 28 ноября Виктор Ющенко ветировал целый пакет налоговых нововведений. В частности, те из них, которые касались функционирования свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Это был достаточно серьезный ход, и глава государства дал понять, что он может повторно применить право вето.

Поэтому, с одной стороны, правительство при случае заявляет, что пожелания главы государства уже учтены. Делается это исключительно с целью настройки общественности на волну «правительство хорошее, а Президент его обижает». Например, Виктор Ющенко настаивал, чтобы не трогали работающих пенсионеров, а единоразовое пособие по уходу за ребенком выплачивали всем молодым матерям. Только ленивый не догадывался, что это была простая пиар-акция правительства. На эти цели в казне 2006 года был назначен миллиард гривен. В масштабах бюджета сумма не слишком велика, а резонанс от ее незначительного сокращения был бы не на пользу Кабмину. Таким образом, сработала старая депутатская схема: создать проблему, а потом ее мужественно решить. И громко рассказать о защите интересов населения.

С другой стороны, Кабмин готовится к самому худшему. Он уже попросил Конституционный суд разъяснить, имеет ли Президент право ветировать закон о бюджете. Правительство в своем обращении доказывает, что нет. Его доводы вполне убедительны. Бюджет является не просто одним из законов, которые глава государства имеет право ветировать. Это базовая финансовая смета государства, без которой система управления страной не может функционировать. Или почти не может. В прошлом веке было именно так из года в год. Парламент обычно принимал закон о бюджете задним числом, нередко в середине года. Страна не развалилась на части тогда, и сможет существовать сейчас. В Бюджетном кодексе записано, что в этом случае государство может существовать по бюджету предыдущего года.

Впрочем, хотя окончательной уверенности в будущем успехе у Кабмина нет, у Президента тоже немного альтернатив. Даже если он ветирует новый бюджет, то документ вернется на доработку все тому же Минфину. Без сомнения, усовершенствовано будет немного. Поэтому, особенно принимая во внимание мягкосердечность Президента, бюджет вполне может быть принят даже в нынешнем виде.

Это значит, что доходная часть составит 147,9 млрд. грн., из которых 116,2 млрд. грн. – в общий фонд, за счет денег которого финансируются основные расходы. Расходы запланированы на уровне 161,9 млрд. грн., из которых , в том числе 130,1 млрд. грн. – из общего фонда.

Таким образом, по сравнению с 2006 годом доходы увеличены на 20,4 млрд. грн. (на 16%), расходы – на 21,7 млрд. грн. (на 15,5%). Это сравнительно щадящие показатели, по сравнению с гигантскими приростами поступлений в казну «оранжевых» правительств.

Дефицит бюджета-2007 в 13,9 млрд. грн. предлагается покрывать, в основном, за счет поступлений от приватизации – от нее ожидаются 10 млрд. грн. В этой связи уже разгорелся скандал. Один из парламентских комитетов решил ограничить функции Фонда госимущества, и предложил законодательно утвердить список предприятий, которые будут проданы в следующем году. Более того, примерный перечень из 595 объектов уже утвержден парламентом в виде закона. В списке многие успешные предприятия, чудом не проданные до этого. Среди них – «Свема», «Лугансктепловоз», «Сумыхимпром», завод им. 61 коммунара и Комсомольское рудоуправление. Проблема состоит в том, как будет реализоваться принятый закон. А именно, станет ли парламент в случае срыва конкурсов отвечать за недопоступление денег в казну.

Как и в прошлые годы, бюджет получился далеко не идеальным. И при «злочынной», и при «оранжевой» власти не было до конца понятно, что за деньги и на что направляются. Во всех случаях можно было отыскать ассигнования на непонятные цели. И каждый раз эти расходы покрывались все более дискриминационным для экономики налогообложением. Единственная разница состояла в том, что в 2005 и 2006 годах «оранжевая» власть сделала существенный уклон в «социалку», резко нарастив выплаты населению и сократив ассигнования предприятиям и отраслям.

Новое правительство исправило этот досадный промах. «Социалка» почти не вырастет. Например, прожиточный минимум за год увеличится всего на 8%, тогда как инфляция предполагается не ниже 10% (Минэкономики утверждает, что больше 7,5% цены не вырастут, но доверять его прогнозам нельзя было никогда). Де-факто, это означает уменьшение. Соответственно, все субсидии, которые рассчитываются на основе прожиточного минимума, также снизятся. Аналогичная ситуация с пенсиями и зарплатами государственных служащих.

Зато намного увеличено финансирование отраслей, предприятий и целевых программ. С одной стороны, это неплохо, потому что экономика получит дополнительный импульс к развитию за счет государственных инвестиций. С другой стороны, скорее всего, значительная часть из них будет разворована.

Из всего этого можно сделать один вывод. Бюджет ни плохой, ни хороший. Он такой, как всегда. Поэтому в жизни обычных граждан в следующем году ровным счетом ничего не изменится. Дотации и пенсии будут выплачиваться, чиновники продолжат воровать, а экономика – платить налоги. Огорчаться стоит лишь «оранжевым» силам, которые в следующем году явно не получат доступ к большим государственным деньгам.

Теги:
Финансы

НОВОСТИ