12 декабря 2006 15:49

Госкомзем предупредил депутатов о тенезации сектора

Чиновникам нужно еще одно земельное ведомство

Госкомзем предупредил депутатов о тенезации сектора

Мораторий на торговлю пахотой и отсутствие законов уводит рынок в тень. Чтобы спасти от растраты хотя бы казенные участки, Госкомзем инициирует создание ведомства по управлению державными землями.

Государственный комитет по земельным ресурсам инициирует создание органа по управлению землями государственной собственности. «Мы подготовили предложение и будем искать пути его реализации», -- сказал председатель Госкомзема Николай Сидоренко.

Он отметил, что сейчас функции по управлению государственными землями принадлежат Кабинету министров. Госкомзем, уверен чиновник, «не может, и не будет» осуществлять менеджмент земель госсобственности.

Впрочем, создание нового ведомства -- не самая большая проблема. Главным камнем преткновения земельных отношений в Украине специалисты называют существование запрета на торговлю аграрными наделами. История его введения началась осенью 2001 года, когда парламент прежнего созыва принял прогрессивный, по мнению экспертов, земельный кодекс. Вскоре по инициативе левых фракций Верховная Рада внесла в переходные положения документа ряд ограничений, в частности, запретила владельцам продавать свои участки до 1 января 2005 года.

Поскольку процесс выдачи актов на землю шел медленно, а без них торговать паями нельзя, депутаты-либералы пошли на такую уступку. Позже оказалось, что выделенного времени на юридическое завершение реформы недостаточно, однако вместо ускорения выдачи бумаг, депутаты продлили мораторий.

Прежний президент страны пытался не допустить этого, ветируя нерыночный документ, однако парламент преодолел вето главы государства. В итоге в 2004 году Леонид Кучма подписал Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины», в котором предусматривалось продление отсрочки на продажу земель аграрного назначения до 1 января 2007 года. Таким образом, запрет на право торговли пахотой истекает 31 декабря нынешнего года.

СПРАВКА

В Украине более 60 млн. га земель, в том числе 41,8 млн. га составляют сельхозземли, из них пахота -- 33 млн. га.

Однако во время последних парламентских выборов данный вопрос вновь стал актуальным. Ситуативно сформировавшаяся в 2005 году правительственная коалиция стопорила преобразования, а ее участники делали противоположные заявления.

Депутаты из блока «Наша Украина» выступали против продления моратория на продажу земли сельскохозяйственного значения. Президент Виктор Ющенко агитировал инвесторов вкладывать средства в агросектор, пытаясь ускорить земельную реформу, для чего поручил Кабмину разработать концепцию развития рынка. Тем временем Социалистическая партия, представитель которой, Александр Баранивский, руководил Министерством аграрной политики, выступила за продление моратория до 2012 года.

Позже созданная парламентская коалиция задекларировала более мягкий вариант -- продлить мораторий предполагалось всего на год, до 1 января 2008 года. Во исполнение данной нормы в начале октября нынешнего года Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в пункт 15 раздела Х «Переходные положения «Земельного кодекса Украины». За документ проголосовали 398 депутатов при необходимых 226-ти и отправили его на доработку.

Тем временем вследствие запрета на легальную торговлю пахотой сектор в целом и каждый крестьянин в частности терпят значительные убытки, уверены специалисты. Мораторий заморозил в аграрном секторе около 10 млрд. долл., считает вице-президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) Юрий Окневский. По его словам, «без участия земли в агробизнесе он является виртуальным». А президент УАК Леонид Козаченко полагает, что мораторий способствует развитию так называемой серой приватизации сельскохозяйственных земель.

С отраслевиками полностью согласны в главном земельном ведомстве страны: Госкомзем считает продление моратория на продажу пахоты причиной образования теневого рынка и появлению теневых схем. «Там, где есть запрет, появляются теневые схемы», -- сказал Сидоренко Украинским новостям.

Он отметил, что административные методы управления в секторе неприемлемы, поскольку это противоречит рыночным отношениям. «Я бы назвал это консервированием и погружением в тень», -- указал чиновник.

Кроме отмены моратория и создания специального органа по управлению государственными участками, ведомство также считает необходимым незамедлительно принять закон о земельном кадастре.

«В таком случае кадастровая система будет прозрачной, понятной и уменьшит риски», -- сказал Сидоренко.

По его мнению, важность принятия такого закона вызвана с тем, что характеристики пахоты, которые будут заложены в базу данных системы кадастра, позволят любому лицу обратиться с соответствующим запросом в органы местной или государственной власти и получить необходимые данные об участке.

Ожидается, что органам местной и государственной власти не может быть отказано в предоставлении информации об участке, кроме того, данные им будут предоставляться бесплатно. В базе опишут не только сам надел, но и укажут перечень юридических и физических лиц, обращавшихся с просьбой о его продаже.

ЦИТАТА

Председатель Госкомзема Николай Сидоренко:

-- Там, где есть запрет, появляются теневые схемы.

Сидоренко сообщил, что сейчас законопроект о земельном кадастре готовится ко второму чтению. Однако сможет ли Верховная Рада выпустить его в свет, непонятно -- народные избранники продолжают усиливать регулирование сектора.

Так, депутаты Владимир Толстенко (фракция блока Юлии Тимошенко) и Василий Сильченко (Социалистическая партия) предлагают парламенту ввести временный запрет на изменение функционального назначения сельскохозяйственных земель. Эта норма изложена в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

Согласно документу, запрет будет продолжаться «до момента урегулирования вопроса изменения целевого использования земли нормативно-правовым актом», разработка которого предусмотрена в данном проекте.

По мнению депутатов, сейчас желающие приобрести пахоту используют схему изменения функционального назначения аграрных участков, что, согласно закону, позволяет их продажу в обход моратория на отчуждение надела.

«Это приводит к нарушению целостности массивов, предусмотренных для ведения сельскохозяйственного производства», -- отмечают авторы проекта. Кроме того, говорят они в пояснительной записке, такие действия способствуют коррупции на всех уровнях власти и местного самоуправления.

НОВОСТИ