14 декабря 2006 15:37

Минуглепром намерен «слизнуть» из бюджета 50 млн. грн.

На базе министерства создается компания, которая будет сдавать угольщикам оборудование в лизинг. Машиностроители пока не в восторге от этой затеи

Сегодня Минуглепром должен направить на рассмотрение правительственному комитету по вопросам развития реального сектора экономики проект постановления о создании в Украине “Угольной лизинговой компании”. Целью ее создания является предоставление отечественным угольным предприятиям в лизинг горнопроходческого оборудования. Производители этого оборудования к созданию структуры относятся сдержанно. Машиностроители утверждают, что сотрудничать с лизинговой компанией они станут лишь будучи уверенными в ней, как в партнере. Пока такой уверенности у них нет.

"Он готов (проект постановления о создании компании – “Экономика”). В четверг будет рассмотрен на правительственном комитете", - сообщил министр угольной промышленности Сергей Тулуб.

По словам министра, компания создается с целью предоставления в лизинг горно-шахтного оборудования (ГШО) угледобывающим предприятиям, не располагающими необходимыми средствами для его приобретения. Оборудование может предоставляться шахтам временно для реализации разовых проектов. Первоочередными задачами лизинговой компании будет приобретение на тендерной основе проходческого оборудования, очистных комбайнов, погрузочных машин и механизированной крепи.

Как сообщили “Экономике” в пресс-службе министерства, “Угольная лизинговая компания” будет государственным предприятием, созданным на базе министерства.

“К примеру, шахте нужен проходческий комбайн. Сегодня ей придется его покупать, а стоит он не дешево. Какое-то время комбайн эксплуатируется, а потом стоит на складе и ржавеет. Лизинговая компания будет аккумулировать фонд необходимой для выполнения спецработ техники и предоставлять ее шахтам на условиях лизинга. У шахт не будет необходимости закупать подобное оборудование, они  будут платить лишь за его использование, транспортировку и амортизацию”, - заявили в пресс-службе.

В Минуглепроме считают, что экономическая выгода проекта в том, что будут производиться централизованные закупки оборудования непосредственно у изготовителей и по более низким ценам. В свою очередь, у производителей техники будут расти объемы продаж. В министерстве полагают, что интерес к проекту проявят многие машиностроительные предприятия.

Финансировать компанию министерство планирует из государственного бюджета.
“Мы просим 50 миллионов гривен из бюджета для начала” – заявил Тулуб, при этом он отметил, что реально для развития компании необходимо 250 миллионов.

Однако, судя по отзывам производителей ГШО, вопреки предположениям министерства, особого рвения работать с лизинговой компанией они не испытывают. Во всяком случае, пока. Хотя к самой идее ее создания относятся с интересом.

Как сообщил “Экономике” директор Луганского завода горного машиностроения Михаил Шахунов, предприятие не готово принимать участие в подобном проекте.

“На данный момент я, как директор предприятия, воздержался бы от участия в подобном проекте. Мы не будем к нему готовы до тех пор, пока не будет жестко прописана финансовая сторона подобного сотрудничества. Сегодня угольщики, мягко говоря, не спешат выполнять свои финансовые обязательства. Чтоб производить достаточно сложную технику, которая нужна сегодня шахтерам, заводу нужны оборотные средства, то есть, необходима либо предоплата заказчика, либо банковские кредиты. Опыт поставок оборудования без предоплаты для машиностроительных предприятий заканчивается плачевно. Если брать кредит, то нужно быть уверенным в надежности своего партнера. Если лизинговая компания полностью возьмет на себя финансовую часть вопроса, чувствует в себе силы или имеет возможности взыскать затем эти деньги с угольных предприятий, то тогда такое сотрудничество с ней возможно. Пока такой уверенности у меня нет. Хотя сама идея интересная. Если, к примеру, возникает разовая задача, для решения которой необходимо дорогостоящее оборудование, то понятно, что его лучше взять в лизинг, чем покупать. Но этот вопрос еще нужно изучать”, - отметил Шахунов.

“На сегодняшний день нашему заводу угольщики должны 3 миллиона гривен. Мы подавали иски, выигрывали суды, но денег не получили. Чтоб произвести продукцию, заводу нужны оборотные средства. Необходимо закупить материалы, комплектующие, электрооборудование, оборудование управления, автоматизации и пр. Поэтому работать с такой компанией мы будем лишь в том случае, если получим твердые гарантии оплаты своей продукции” – сообщил “Экономике” Директор Краснолучского машиностроительного завода Владимир Заволодько.

Следует также отметить, что, учитывая объемы выделяемых на создание компании средств, возникают сомнения в ее дееспособности.

Чтобы такая компания могла выполнять возлагаемые на нее функции, ей нужно будет приобрести внушительный парк оборудования. В частности, проходческое оборудование устарело у большинства шахт. По мнению экспертов, предусмотренных 50 млн. грн. бюджетных денег хватит лишь на то, чтоб обеспечить им одну, максимум две шахты, а уголь в стране добывают 167 компаний.

Исходя из заявлений менеджмента машиностроительных предприятий, они если и будут работать с лизинговой компанией, то только на условиях предоплаты. Таким образом, оборотных средств у нее должно быть гораздо больше, чем планируется выделить. Речь должна идти не о нескольких миллионах, а, скорее, о нескольких миллиардах. Вряд ли в бюджете найдется такая сумма. Как правило, лизинговые учреждения создаются с участием банков. Сегодня в стране шахты являются опасными предприятиями с точки зрения вложения инвестиций, поэтому банки согласятся финансировать лизинговую компанию в случае получения гарантий возврата их денег от государства. Пойдет ли на это государство – вопрос. 

Исходя из этого, есть основания полагать, что если “Угольная лизинговая компания” будет создана исключительно за государственные деньги (за сумму, предусмотренную в бюджете), то заработает она не так скоро, как планируют в министерстве.

НОВОСТИ