18 декабря 2006 14:01

Мелкие рудокопы атаковали железную дорогу BHP Billiton

Мировой горнорудный гигант вынужден будет поделиться своей инфраструктурой с конкурентами

Мелкие рудокопы атаковали железную дорогу BHP Billiton

Австралийский суд постановил, что принадлежащие BHP Billiton эксклюзивные железнодорожные линии Mount Newman и Goldsworthy должны стать доступными для компании Fortescue Metals Group Ltd и других желающих перевозить по ним грузы. Крупнейший в мире производитель железорудного сырья может потерять главное конкурентное преимущество.

Горнорудная компания сможет успешно развиваться только в том случае, если решит основную задачу – как доставить добываемое из шахт сырье к потребителям. Пока украинские рудари спорили с «Укрзализницей» по поводу тарифов и нехватки грузовых вагонов, мировой рынок железной руды оккупировали поставщики из Австралии и Бразилии.

Бразильский гигант CVRD, например, решил проблему доставки громоздкого сырья из шахт в порты, протянув трубопроводы. А компания BHP Billiton смогла захватить мировое лидерство в добывающей отрасли, выстроив в Австралии собственные железнодорожные магистрали.

Так, одна ветка, длиной 426 километров, тянется в порт Hedland из шахт Newman, Yandi и Area C, другая, длиной 210km – из шахты Yarrie. По первой дороге ходит самый длинный (336 вагонов) и тяжелый в мире поезд, приводимый в действие несколькими локомотивами мощностью 6000 лошадиных сил. За один раз такой состав может отвезти в порт Hedland около 40 тысяч тонн железной руды. Оттуда она экспортируется на металлургические комбинаты в Японию, Корею, Таивань и Китай.

Ключ к успеху BHP Billiton -- ее огромная железнодорожная сеть -- давно стала предметом зависти других рудокопов. На днях атака конкурирующей австралийской компании Fortescue Metals Group Ltd увенчалась успехом. Австралийский федеральный суд постановил, что BHP Billiton не должен удерживать эксклюзивные права на использование своих железнодорожных линий.

«Компания BHP не должна забывать, что смогла построить свою инфраструктуру исключительно благодаря государственной поддержке. Она подписывала несколько документов, в частности «Соглашение о железнодорожном транспорте», в которых обещала не ограничивать доступ к железной дороге другим компаниям. Но за последние 40 лет ни один третий производитель не смог отправить ни одну тонну руды по ветке BHP», -- заявил исполнительный директор Fortescue Эндрю Форест.

Железнодорожный выход в порт, по его словам, даст возможность многократно увеличить производство и экспорт сырья. Крупнейшая китайская конструкторская группа China Railway Engineering Corp уже приняла заказ, стоимостью $1.85 млрд, на объединение принадлежащих Fortescue шахт Mindy Mindy и Chichester Ranges с инфраструктурой BHP Billiton.

Однако BHP отказывается признавать свои железнодорожные линии общественной собственностью, называя их частью интегрированной производственной системы компании.

«BHP Billiton на своих плечах перенес тяжесть строительства линий, инвестировав в это более $2 млрд. Решение суда, заставляющее нас делить свою инфраструктуру с мелкими компаниями, угрожает национальной безопасности. Оно может сбить работу железной дороги и подорвать тем самым австралийский экспорт железной руды, который принес стране в прошлом году $14.8 млрд.», -- сообщил агентству «Рейтер» исполнительный директор BHP Крис Линч.

По словам Линча, решение федерального суда не открывает автоматический доступ поездам третьих сторон к транспортным линиям BHP. Компания еще может подать апелляцию и добиться пересмотра дела в свою пользу. Впрочем, Линч допускает, что BHP предпочтет предоставить конкурентам ограниченный доступ к своей инфраструктуре, чтобы это не создавало существенных помех собственному производственному процессу компании.

НОВОСТИ