19 декабря 2006 14:40

Президент не подпишет бюджет

Парламент повторно принял тот же самый закон, который Виктор Ющенко ветировал 11 декабря

Сегодня Верховная Рада Украины повторно приняла во втором чтении проект государственного бюджета на 2007 год. В официальном сообщении этот проект прошел как «доработанный», однако все базовые показатели остались прежними. Таким образом, как и предсказывала «Экономика», Минфин не стал корректировать документ, над которым работал с конца лета. Источники доходов и получатели ассигнований не изменились.

«Доработка» была техническим моментом. 11 декабря глава государства ветировал закон о бюджете. 15 декабря парламент попытался преодолеть вето Президента, однако не смог. После этого Минфин был вынужден внести хотя бы минимальные корректировки в проект закона. На это ушло четыре дня, а сами изменения поместились на трех страницах.

Формулировки довольно циничны. В них правительство согласилось рассмотреть претензии Президента по итогам первого квартала, и «в случае необходимости внести на рассмотрение Верховной Рады соответствующие предложения по изменению закона о бюджете на 2007 год». На повышение прожиточного минимума Кабмин предложил направить всю сумму превышения плана поступлений от приватизации. Напомним, ФГИ в следующем году предстоит выручить от продажи государственного имущества более 10 млрд. грн. О неподъемности этой суммы говорит тот факт, что в этом году Фонду так и не удалось получить от приватизации 2,1 млрд. грн. – впятеро меньшую сумму. Очевидно, что обещание направить на «социалку» превышение поступлений от приватизации – это просто отписка.

Таким образом, пожелания Президента предсказуемо не были учтены. Напомним, глава государства делал акцент на четырех основных блоках. Первый – необходимость пересмотра размеров прожиточного минимума и минимальной зарплаты на 2007 год, а также связанных с этими показателей бюджета. Второй – покрыть за счет казны диспропорции в денежном обеспечении военнослужащих. Третий – прекратить предоставление местным бюджетам среднесрочных беспроцентных займов за счет денег центральной власти. Четвертый – запретить оформлять налоговым векселем импорт нефти и нефтепродуктов.

И еще один маленький момент. Бюджет рассчитывается на основе прогнозов Министерства экономики о темпах роста ВВП и цен в следующем году. Президент назвал нереальными показатели, заложенные в основу нового закона, и попросил их пересчитать. В частности, показатель инфляции он счел заниженным, а роста ВВП – завышенным.

Вместо того, чтобы утруждать себя кропотливой работой над новым, по сути, бюджетом, Кабмин прибег к политической игре.

Прежде всего, правительство отказалось от сотрудничества с Секретариатом Президента в обсуждении поправок к закону. В минувшую пятницу Президент и антикризисная коалиция договорились о проведении рабочих консультаций между экономическим блоком секретариата и Министерством финансов. Уже в этот понедельник экономисты главы государства послали в адрес Кабмина и Минфина телеграмму, в которой попросили о встрече. Однако во вторник дела разладились. Вероятно, не случайно.

Сегодня Секретариат заявил, что правительство отказалось учитывать пожелания главы государства. «Все расчетные материалы, опровергающие заявления правительства, что для выполнения поправок надо 10 млрд, были отправлены в субботу. По переданным расчетам, не опровергнутым Минфином, для выполнения надо 837 млн. грн. К сожалению, мы не видим со стороны уполномоченных государственных органов изменений к проекту закона о госбюджете», - заявил сегодня первый заместитель главы секретариата главы государства Арсений Яценюк с парламентской трибуны.

Параллельно с блокированием доработки правительство стало критиковать действия Президента через средства массовой информации. В многочисленных заявлениях премьера Виктора Януковича и первого вице-премьера Николая Азарова значилось, что действия главы государства направлены на подрыв стабильности в стране. Правительство утверждает, что Виктор Ющенко ставит под угрозу сохранение даже нынешних социальных выплат с начала 2007 года, потому что в случае непринятия бюджета Минфин будет выполнять роспись 2006 года.

Помимо нежелания участвовать в обсуждении, Кабмин в последние дни всячески пытался оправдать в глазах общества уже существующий вариант бюджета. Для этого он сделал упор на то, что из казны в следующем году должны финансироваться не столько социальные статьи, сколько отдельные отрасли экономики. В терминах разработчиков, это названо «инновационно-инвестиционной моделью развития».

Азаров сегодня обвинил Секретариат в непрофессионализме и популизме, и заявил, что предложения главы государства требуют дополнительных расходов в размере 6,2 млрд. грн. По его словам, эти поправки могут вызвать диспропорции между социальными обязательствами и реальным развитием экономики.

Было очевидно, что правительство и впредь намерено отстаивать свой вариант закона. «Призываю вас (депутатов – Авт.) проголосовать за бюджет, а президента призываю подписать его», - подытожил Азаров свое выступление. Депутаты вняли этим словам, и дружно приняли бюджет во втором чтении.

Теперь мяч опять на стороне Президента. Декабрь уже заканчивается, и ситуация складывается невыгодно для главы государства. Повторное вето было бы, безусловно, правильным. Однако правительство может использовать его в свою пользу, заявив, что Президент против того, чтобы поднять благосостояние населения хотя бы немного.

Поэтому, скорее всего, глава государства не станет подписывать закон. Согласно законодательству, по истечении пятнадцати дней это должен будет сделать спикер. В это время Президент во всеуслышание сможет заявить, что он не поддерживает инициативы правительства, хотя и не считает себя вправе лишать население мизерной прибавки к доходам.

«Я лично буду докладывать главе государства позицию, которая заключается в следующем: предложения президента, которые были направлены на защиту наименее социально защищенных слоев населения, не учтены. Такой бюджет нельзя подписывать», - заявил Яценюк после принятия парламентом закона.

Отсюда, можно констатировать, что бюджет-2007 таки принят. Его основные параметры те же, что и в начале декабря. А именно, доходы 147,89 млрд. грн. (в том числе общего фонда – 116,18 млрд. грн.), расходы – 161,82 млрд. грн. (в том числе общего фонда – 130,09 млрд. грн.), предельный размер дефицита - 15,72 млрд. грн. (в том числе общего фонда – 14,41 млрд. грн.). Таким образом, по сравнению с 2006 годом доходы увеличены на 20,4 млрд. грн. (на 16%), расходы – на 21,7 млрд. грн. (на 15,5%). Официальный курс доллара на следующий год зафиксирован неизменным – 5,05 грн./дол.

НОВОСТИ