09 января 2007 17:15

Минск и Москва спорят о том, кто перекрыл "Дружбу"

Тем временем Европа остается без нефти

Поставки нефти по трубопроводу "Дружба" до сих пор не возобновились. Россия и Беларусь продолжают осыпать друг друга обвинениями, в то время как европейские потребители готовятся к использованию стратегических углеводородных запасов. Эксперты полагают, что конфликт ничем не опасен для Украины.

Полемика между Россией и Белоруссией продолжается. Не успели стороны перевести дух после продажи 50% акций «Белтрансгаза» для получения льготной цены на газ, как появились новые поводы для разногласий. В частности, скандал вокруг нефтепровода "Дружба". Напомним, что вчера прокачка сырья в страны Европы по этой магистрали неожиданно прекратилась. При этом Москва обвиняет Минск в нарушении договорных обязательств и бесчеловечном отношении к потребителям. Последний, в свою очередь, утверждает, что готов возобновить транзит, как только РФ сама откроет кран и пустит по трубе нефть…

По словам главы российской компании «Транснефть» Семена Вайнштока, республика незаконно отобрала 79 тыс. тонн сырья, предназначенного для европейских потребителей. "Белорусская сторона с 6 января сего года в одностороннем порядке, никого ни о чем не предупреждая, начала незаконный отбор нефти из нефтепровода "Дружба", предназначенной исключительно для транспортировки потребителям в Западной Европе", - сказал он.

Правда, Минск, со своей стороны утверждает, что транспортировку углеводородов прекратила Москва. "Я думаю, возникли какие-то недоразумения. "Гомельтранснефть Дружба" и технически, и технологически, и организационно готово незамедлительно возобновить прокачку нефти, как только она будет возобновлена российской стороной", - заявил заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Волков.

Он отметил, что "кнопка насосного агрегата, которая должна подать нефть в Беларусь, в настоящее время находится на территории России - в магистральных нефтепроводах Брянского управления нефтепровода "Дружба". "Чем быстрее возобновится прокачка нефти, тем больше будет получено дивидендов в нашем взаимовыгодном сотрудничестве", - резюмировал топ-менеджер.

Но как бы там ни было, а 8 января без импортной нефти остались Словакия, Венгрия, Польша и Германия. Прекратился и транзит по ветке "Дружбы", которая проходит через Украину. По словам советника главы госкомпании "Укртранснефть" Александра Дикусарова, прокачка сырья на участке Мозырь-Броды была остановалена с 7:00 8 января, а прокачка в Словакию и Венгрию по – в 21:16 и 21:13 соответственно. Подача ресурса на Лисичанский и Кременчугский НПЗ не прекращалась и идет по графику.

Европейские потребители призывают Россию и Белоруссию в срочном порядке согласовать условия транзита сырья, но в то же время настроены достаточно спокойно. Так, венгерская компания MOL располагает стратегическим запасом черного золота, который позволит ей обеспечивать внутренний рынок на протяжении 90 дней. Кроме того, предприятие имеет возможность поставлять ресурс по трубопроводу "Адрия" из порта Омишаль на Адриатическом море.

По данным министерства торговли и промышленности Чехии, резервы, которыми располагает Словакия, а также частные НПЗ Чехии позволят удовлетворить потребность рынка напротяжении трех месяцев. По словам официального представителя министерства Томаша Бартовски, запасов Словакии в объеме 52-55 тыс. тонн хватит для обеспечения спроса Чехии в течение четырех суток, а запасов частных НПЗ - еще 102 суток.

По оценкам экспертов, Чешский НПЗ Ceska Rafinerska сможет в течение 8-10 суток использовать собственные запасы российской нефти, после чего придется использовать национальный стратегический резерв. При этом поставки российской нефти на НПЗ составляют всего 60%, остальные объемы импортируется по нефтепроводу IKL из средиземноморского бассейна.

Берлин также призывает не драматизировать эту проблему. "В настоящий момент для Германии положение не является трагическим. На наших нефтеперерабатывающих предприятиях имеется достаточный запас сырой нефти, благодаря которому наше снабжение остается гарантированным и при длительных сбоях в поставках", - заявил министр экономики Германии Михаэль Глос.

Официальная Франция заявляет, что не получает нефть по трубопроводу "Дружба", а потому российско-белорусский конфликт никак не повлияет на ее энергетический баланс.

Напряженные переговоры продолжаются. Сложно сказать, чем они завершатся, поскольку не последней причиной конфликта послужило введение Россией пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов в Беларусь.

Напомним, что ранее поставки нефти из РФ для Минска осуществлялись без каких-либо барьеров на границе. Однако, согласно постановлению российского правительства №753 от 8 декабря 2006 года, в 2007-м сырье и готовая продукция будут облагаться экспортными пошлинами, размер которых колеблется от 72,2 до 180 долл./т.

Очевидно, Минску такое решение пришлось не по душе, так как в ответ республика также установила таможенную пошлину на нефть, которая транспортируется по ее территории, в размере 45 долл./т. Однако Россия тут же назвала такой шаг неправомерным и потребовала отменить "незаконное решение". "Мы уже много раз говорили о том, что она незаконна и по своей экономической сути, и по способу введения задним числом, и по духу и букве международных соглашений и двусторонних соглашений между Россией и Республикой Беларусь", - заявил заместитель главы Министерства экономического развития и торговли Андрей Шаронов. По его словам, в международной практике, среди всех государств-членов ВТО не было такой ситуации, когда хотя бы одна из них взимала бы пошлину за транзит через свою территорию товара для других.

"Это невозможно, потому что пошлина - это всегда механизм защиты внутреннего рынка, в данном случае речь идет о товаре, который не попадает на этот рынок, не производится на этом рынке, не потребляется на этом рынке. В данном случае речь может идти только о взимании транспортного тарифа, что и происходит в нашем случае. Компания «Транснефть» как агент исправно платит транспортные тарифы за прокачку нефти через территорию Республики Беларусь, и здесь у белорусской стороны никогда не было и нет никаких претензий к российской стороне", - сказал Шаронов.

Минск же полагает, что Москве следует отменить свои пошлины, так как Россия и Белоруссия строят «союзное государство». Впрочем, желание властей республики вполне объяснимо. Введение барьеров на границе заметно сократит как поставки нефти на ее НПЗ, так и поступления в бюджет.
Ранее плата за экспорт нефти устанавливалась на европейско-белорусской границе. И, естественно, поступала в казну республики. Кремлю же такое положение не нравилось, и чиновники неоднократно предлагали предлагал государству Александра Лукашенко распределить доход от пошлины так: 85% -– России, 15% – Белоруссии. Однако их пожелания остались без внимания.

Поэтому, если Россия и Беларусь откажутся отменить свои пошлины, то это может обернуться для последней снижением поставок сырья на ее НПЗ. А их продукция, как известно, экспортируется в Украину. Правда, эксперты полагают, что конфликт между Минском и Москвой вряд ли негативно отразится на отечественном рынке ГСМ. "Единственное, чего можно ожидать от этого конфликта, это уменьшения объемов производства нефтепродуктов в Белоруссии, но не повышения цен", - считает исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн.

"Если цены в Белоруссии начнут "зашкаливать", украинские компании попросту откажутся от этих закупок. Ситуация еще требует дополнительного изучения, но не исключен вариант, что поставки белорусского продукта в Украину будут, наоборот, увеличены", – добавил эксперт.

НОВОСТИ