15 января 2007 14:54

Украинский титан под тенью России

Предоставляя сырьевой фундамент лидеру мировой титановой отрасли, Киев может получить гораздо большую выгоду от совместного развития высоких переделов продукции

Украинский титан под тенью России

Переход российской титановой корпорации ВСМПО-АВИСТМА под госконтроль породил массу слухов о возможном переделе собственности в Украине. Аналитики указывают, что некоторые отечественные активы могли бы стать гармоничным дополнением к российскому гиганту -- залатать прорехи в сырьевом обеспечении и укрепить его конкурентоспособность.

Интересно, что в мире, помимо России, производство металлического титана из собственного сырья развито лишь в США, Японии, Китае и Украине. Причем украинская титановая отрасль выделяется не только по географическому признаку. Главным ее отличием является полное отсутствие вертикальной интеграции.

СПРАВКА "экономики"

Корпорация ВСМПО-АВИСМА – крупнейший в мире производитель титановых слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Партнерами ВСМПО-АВИСМА стали ведущие мировые авиастроительные компании: Boeing, Airbus, SNECMA, General Electric, Rolls Royce, Pratt&Whitney и др. Всего - более 300 фирм в 48 странах мира.

Осенью 2006 года контрольный пакет ВСМПО-АВИСМА перешел в собственность государственной компании "Рособоронэкспорт".

Открытая вражда между хозяевами сырьевых и перерабатывающих титановых предприятий, по словам экспертов, сдерживает развитие отрасли. Из-за жестких межкорпоративных конфликтов и отсутствия государственной поддержки высокорентабельные украинские заводы могут простаивать годами.

Некоторые аналитики полагают, что в текущих условиях наилучший путь развития проблемных предприятий отрасли -- это интеграция в международные титановые корпорации, такие как ВСМПО-АВИСТМА. Некоторые источники (в частности журнал «Власть Денег») утверждают, что на высшем уровне между Москвой и Киевом уже ведутся переговоры об обмене производителей титанового сырья на уступки по газу. «Экономика» постаралась рассмотреть основные активы украинской отрасли через призму возможностей консолидации с ВСМПО.

Первый передел – руда

Мощности по добыче титанового сырья (ильменитовых и рутиловых руд), пожалуй, наиболее интересны для России, не имеющей собственного производства этой продукции. Украине же посчастливилось оказаться одной из пяти стран-производителей концентратов этих руд. В стране сосредоточено 20% мировых запасов и добычи ильменита. Украина вмещает 40 титановых месторождений, из которых: 1 — уникальное, 13 — крупных, 12 — разведаных, 5 — разрабатываемых.

Предприятия этого сегмента -- Вольногорский и Иршанский горно-оборатительные комбинаты -- стабильно работали даже в самые тяжелые для Украины времена. Производимого в стране сырья всегда с лихвой хватало не только для отечественных изготовителей титановой губки и диоксида титана, но и для российских заводов. Вольногорский ГМК, к примеру, почти полностью покрывает потребности Березниковского титано-магниевого комбината "Ависма" (г. Березники, Россия) в титановом концентрате. Ильменит, как известно, в России не добывается и зависимость от иностранного поставщика таит в себе серьезную угрозу.

Теоретически Украина может даже поставить на колени российского титанового гиганта. Блокирование поставок ильменита по любой причине (авария, сознательное ограничение) может вызвать катастрофу на ВСМПО. "В любой момент производство магния и титана может быть остановлено с нанесением гигантского материального ущерба, срывом сроков поставки конечной продукции, экономическими и юридическими санкциями со стороны заказчиков", – сообщал правительству РФ гендиректор ВСМПО-АВИСТМА Владислав Тетюхин в предложениях по развитию титанового комплекса.

Не удивительно, что российские инвесторы активно ищут способы увеличить долю своего участия в управлении украинскими рудниками. Не так давно зайти на этот рынок пытался владелец компании «Ренова» Виктор Вексельберг.

В настоящее время оба горнодобывающих комбината находятся в аренде у совместного предприятия, образованного в 2004 году госкомпанией «Титан», получившей 50%+1 акций СП, и никому не известной в то время фирмой RSJ Erste, зарегистрированной в Германии. Последняя контролирует пакет из 50%-1 акций СП, но, по словам экспертов, играет доминирующую роль в управлении активами СП.

То, что в основе компании RSJ не немецкий капитал, не отрицают и сами инвесторы. Однако, кто является реальными ее собственниками -- тайна за семью замками. Официально признал свое участие в контроле над RSJ Erste бизнесмен Дмитрий Фирташ, который является главным партнером «Газпрома» в швейцарской RosUkrEnergo (монопольном поставщике газа на Украину). Но эксперты уверяют, что доли в RSJ имеют и другие российские и украинские бизнесмены, предпочитающие оставаться в тени.

Полуфабрикаты – губка

Сырьем для производства титана служит не ильменит, а высокотехнологичный продукт его переработки – губчатый титан. Лишь шесть стран мира: Россия, Казахстан, США, Япония, Китай и Украина могут производить этот стратегический товар. Сегодня именно недостаток собственной губки, по словам представителей ВСМПО-АВИСТМА, сдерживает дальнейшую экспансию российского гиганта на мировые рынки.

Несколько месяцев назад корпорация заявила о намерении вложить $300 млн. в наращивание производства губчатого титана. В Украине незамедлительно растиражировались слухи, будто россияне на самом высшем уровне лоббируют создание совместного русско-украинского предприятия на базе казенного Запорожского титано-магниевого комбината (ЗТМК).

У россиян уже есть успешный опыт присвоения украинской алюминиевой отрасли. По слухам, новые инвесторы «отбили» стоимость Николаевского глиноземного завода за год. Многие аналитики убеждены, что пролоббировать аналогичным образом покупку успешно работающего ЗТМК россиянам гораздо выгоднее, чем строить необходимые им новые мощности.

Монопольный производитель губчатого титана в Украине -- ЗТМК -- считается флагманом украинской титановой отрасли. Как и все аналогичные предприятия, не подлежащий приватизации ЗТМК носит статус стратегического актива. В действительности же государство не заказывает продукцию у комбината, и большую часть производимой губки комбинат предпочитает поставлять не украинским переработчикам, а зарубежным посредническим компаниям для последующей перепродажи.

Такие стратегии государственного руководства ЗТМК создали проблемы многим другим украинским предприятиям. Так, из-за отказов в поставке сырья, около двух лет до февраля 2006-го стоял киевский титановый завод компании «Фико». По той же причине с августа 2005-го по октябрь 2006-го не имел возможности плавить металл завод компании «Антарес».

Проектные мощности ЗТМК (20 тыс. тонн в год) загружены сейчас на 45-50%. Однако комбинат решил акцентировать свои усилия не на расширении выпуска губки, а на создании собственного производства слитков. На фоне аналогичных простаивающих в Украине мощностей, такое решение выглядит странным. При нынешней рыночной конъюнктуре губчатый титан легко реализуется по $18,5/кг, при себестоимости его производства, по оценкам экспертов, $6-8/кг. В то же время титановые слитки торгуются сегодня в диапазоне $20-25/кг, что дает очень малую добавленную стоимость по сравнению с губкой.

Производство слитков

Наивысшее звено украинской цепочки производства титана образует изготовители слитков: научно-производственный центр «Титан» при институте им. Патона, завод компании «Антарес» и завод компании «Фико». Все три предприятия расположены в Киеве, используют схожие электронно-лучевые печи и выплавляют титановые слитки, удовлетворяющие общепризнанным международным стандартам GRADE 2 (Азот – 0,03%, Углерод -- 0,1%, Водород -- 0,015%, Кислород -- 0,25%, Железо – 0,3%, остальное титан).

Сходство киевских производителей объясняется тем, что печи частных компаний «Фико» и «Антарес» проектировали инженеры, переманенные из государственного НПЦ «Титан». Главным конкурентным преимуществом украинской технологии является низкая себестоимость титановых слитков, в которой около 90% занимает цена губки.

СПРАВКА "ЭКОНОМИКИ"

Ажиотажный спрос на титан обусловлен уникальными свойствами этого металла: титан лишь в полтора раза тяжелее алюминия, но превосходит его по прочности в шесть раз. При этом он очень пластичен, легко поддается ковке, сварке и механической обработке, не магнитен, обладает отличной стойкостью к агрессивным средам, сверхнизкой и высокой до 500-550°С температуре. Более 50% титанового проката идет на нужды авиакосмической отрасли.

Промышленное извлечение титана в основном производится из ильменита – FeTiO3 (36,8% железа, 31,6% кислорода, 31,6% титана) и рутила – TiO2 (60% титана, 40% кислорода). В мире титан в промышленном масштабе производят лишь пять стран: Россия (35 тыс. тонн в год), США (28-32 тыс. тонн), Япония  (18-20 тыс. тонн), Китай (до 8 тыс. тонн) и Украина (до 2 тыс. тонн).

Стоит отметить, что, высокая экономичность производства на украинских титановых заводах все же не позволяет им создать конкуренцию ВСМПО-АВИСТМЕ. Причина в том, что электронно-лучевые печи пока не научились производить металл с однородным химическим составом, как того требует аэрокосмическая отрасль. Поэтому на текущий момент украинцам приходится довольствоваться менее прибыльными нишами. Киевский «коммерческий» титан охотно покупают зарубежные изготовители различных строительных конструкций, сейфов, бронежилетов, несложных деталей для автомобилей, катеров и самолетов.

Впрочем, наука, которая развивается на киевских заводах в непосредственной близости от производства, не стоит на месте. Качество электронно-лучевого титана растет, появляются новые сплавы и новая продукция. Так в институте Патона в стадии разработки находится агрегат, который позволит выплавлять «вечную» трубу полутораметрового диаметра. По словам директора НПЦ «Титан» Владимира Тригуба, такие коррозиестойкие трубы будут пользоваться неограниченным спросом со стороны российской нефтегазовой отрасли, так как их можно применять в частности для укрепления платформ на шельфах Азовского моря.

Пока же Украина вынуждены экспортировать титановые слитки, переработка которых позволяет иностранцам резко увеличивать добавленную стоимость продукции. По данным международной ассоциации «Титан», если слитки перекатать в полуфабрикаты, их стоимость увеличится вдвое. Стоимость титановых спорттоваров увеличивается по сравнению со слитками – в 12-200 раз, автомобилей – в 50-100 раз, потребительских товаров – в 100-800 раз, медицинских компонентов – в 200-10 000 раз, украшений в 1000-10 000 раз.

Наладить собственное прокатное производство украинским бизнесменам пока не позволяют финансы. По расчетам экспертов, хороший прокатный цех совместно с сопутствующими печами для нагрева, травильным отделением и химической лабораторией, потянет на $300-500 млн. долл. Теоретически, недостающие инвестиции можно привлечь с помощью зарубежных партнеров, однако вкладывать деньги в нестабильно работающую отрасль – огромный риск.

«Есть много направлений, которые мы могли бы успешно развивать совместно с ВСМПО-АВИСМА. В Украине есть научные разработки, на несколько лет опережающие нынешний мировой уровень титановой отрасли. Однако о сотрудничестве говорить не приходится, так как наши предприятия работают с большими перебоями из-за пресловутых проблем с поставками сырья», -- сообщил «Экономике» бывший гендиректор завода компании «Антарес» народный депутат Григорий Смитюх.

Продажа титановых активов россиянам, по мнению эксперта, не самый мудрый выход. "Если государство не в состоянии навести порядок на своих предприятиях, пусть продает -- покупатели всегда найдутся! Выручить за украинский титан можно немало. Однако максимальную выгоду (прибыль, высокооплачиваемые рабочие места, доходы смежных отраслей...) государство получит, когда между сырьевыми и перерабатывающими титановыми предприятиями Украины нормализуются взаимоотношения. Привлечь инвестиции, необходимые для расширения и технологического совершенствования производства, страна вполне может за счет собственных средств. Но для этого правительство должно продумать четкую долговременную программу развития отрасли и контролировать, чтобы предприятия гармонично взаимодействовали между собой", -- считает Смитюх.

Схема предприятий титановой отрасли Украины

НОВОСТИ