20 апреля 2006 12:30

Социализм разрушает бюджет

На днях Министр финансов Виктор Пинзенык обнародовал результаты исполнения госбюджета в I квартале 2006 года. Министр сообщил, что план поступлений в бюджет успешно выполнен, однако, риски для исполнения бюджета в 2006 году весьма высоки.

"Значительным риском для выполнения бюджета остается принятие нормативных актов, которые влияют на снижение доходной части бюджета и формируют потребность в дополнительных расходах", – отметил глава Минфина.

Ранее глава политсовета Партии регионов, экс-первый вице-премьер-министр Украины Николай Азаров уже заявлял, что по итогам 2006 года бюджет может быть недовыполнен на 15-20 млрд. гривен. По мнению Азарова, после заявлений об опасениях за стабильность бюджета Виктору Пинзеныку следовало бы уйти в отставку.

Сложившаяся ситуация является закономерным следствием предвыборной кампании 2006 года. Помимо уличной агитации партий и предвыборных турне их лидеров, значительной частью кампании стали голосования в Верховной Раде. Депутаты долго и мучительно принимали бюджет-2006. Предложенный Минфином вариант бюджета был раскритикован как бюджет проедания, в то же время большинство депутатов настояло на увеличении объёма льгот для «детей войны» и расширении финансирования села. В результате, принятый закон о бюджете-2006 получился ужасен: миллиарды, «накинутые» депутатами к расходной части бюджета, не имели под собой никаких экономических обоснований, источники же финансирования этих дополнительных миллиардов были определены весьма условно, часто просто в виде повышения планов налоговых поступлений по отдельным статьям.

В Украине исполнительная власть, то есть правительство, ответственно за исполнение принятых парламентом решений. Ответственность же парламента за последствия одобренных им решений весьма ограничена. Со второй половины 2005 года отношения правительства и парламента стремительно портились. Отставка Юлии Тимошенко с поста премьер-министра в начале осени и вовсе свела на нет шансы проведения через парламент инициатив Кабмина. Таким образом, слабая исполнительная власть не могла противостоять стремлению партий, представленных в парламенте, понравиться избирателям популистскими решениями.

Наиболее ярким примером предвыборных голосований парламента является, пожалуй, голосование по льготам для «детей войны». Закон, определяющий права граждан на такие льготы, был принят в 2004 году и должен был вступить в силу в 2006. Он в частности предусматривал 25-процентную скидку на оплату коммунальных услуг, бесплатный проезд всеми видами местного транспорта, а также прибавку к пенсии в размере 30% от минимальной пенсии для граждан, которым 2 сентября 1945 года было меньше 18 лет. На 1 января 2005 года таких граждан в Украине насчитывалось 7,8 млн., то есть около 16,5% населения страны (!). Ввиду значительных расходов, необходимых для введения в действие такого закона, во время рассмотрения бюджета-2006 было решено, что закон будет вступать в силу поэтапно со второй половины 2006 года. Однако уже в начале 2006 года во время активной фазы предвыборной кампании депутаты проголосовали за внедрение закона с 1 января 2006 года. Инициатором этого решения стала Социалистическая партия, решение поддержали БЮТ и Партия регионов. Стремление депутатов дать льготы «детям войны» было столь велико, что они даже сумели преодолеть вето, которое Президент наложил на это решение.

Во время рассмотрения законопроекта в парламенте поступило предложение предоставлять льготы в зависимости от уровня доходов «детей войны». Однако эта инициатива поддержки не нашла: коммунисты, депутаты Народной партии и Народного блока Литвина не одобрили идею. Таким образом, по крайней мере, 71 из 456 народных депутатов четвёртого созыва получил право на льготы и надбавку к депутатской пенсии.

Итак, в 2006 году бюджет может быть не выполнен из-за чрезмерных социальных обязательств и нереальных планов бюджетных поступлений. Очевидным решением проблемы является сокращение расходной части бюджета. Прежде всего, урезаны должны быть статьи, которые так рьяно принимались перед выборами. Такой циничный сценарий воплощения предвыборных обещаний достаточно реален, если по результатам выборов партиям удастся создать коалицию и сформировать правительство. Но даже если никаких законодательных изменений внесено не будет, невыполнение «предвыборных» статей бюджета вряд ли приведёт к социальной катастрофе и экономическому кризису. Приходится констатировать, что исполнение бюджета в ручном режиме в Украине так и не отошло в историю. Министерство финансов по-прежнему занимается латанием локальных прорех бюджета, а не долгосрочным планированием расходов и доходов. Таким образом, в 2006 лишь продолжится тенденция, основы которой были заложены в предыдущие годы.

Автор
Экономика