07 ноября 2005 20:05

Индульгенция для Рыбачука

Глава государства подписал положение о Секретариате президента

Если завтра, глава президентской канцелярии Олег Рыбачук, начнет строить на Крещатике космодром для запуска ракеты на Луну, то это не войдет в противоречие с положением о Секретариате президента.   

Отсюда возникает закономерный вопрос — зачем создавать положения, законы  инструкции, которые практически ничего не обозначают? Так ключевое место в нынешнем документе уделено не упорядочиванию и прозрачности работы Секретариата в тех направлениях, которыми занимается президент, а процедурам аппаратной возни.

Никто не спорит — вопрос кто увольняет пресс-секретаря президента, а кто делает для этого «подання», безусловно важен. Одновременно важен и пункт о том, каких людей в структуре назначает лично президент, а каких глава аппарата. Эти процедуры, безусловно, должны быть выписаны, и они есть в тексте. 

Но всего остального там нет. Под «остальным» прежде всего, нужно понимать те главы и параграфы документа, которые должны не дать нынешнему Секретариату превратиться в Администрацию, образца двухлетней давности.

Например, в документе нет пункта о том, что Секретариат помогает президенту Украины выполнять свои функции «исключительно на средства, предусмотренные для этого Государственным бюджетом Украины». Почему этот пункт остро необходим, объяснить очень просто.

Потому, что во многом благодаря отсутствию данного ограничения, Администрация президента Кучмы и ее подразделение Государственное управление делами были крупнейшими застройщиками в Киеве и крупнейшими операторами рынка недвижимости в Крыму. Тома незавершенных уголовных дел по этим фактам и связанным с ними злоупотреблениям, все еще пылятся в правоохранительных органах.

А потому совершенно очевидно, что недопустимой является ситуация, когда президент и его Секретариат получают бюджетное финансирование, плюс — выращивают картошку на огороде. Напомним, что сегодня в состав этого «огорода» входят десятки и десятки не самых плохих предприятий Украины.

Да, сегодня существование производств под прямой президентской крышей — наследие прошлой эпохи. Когда персональные расходы главы государства и его окружения значительно превышали цифру в бюджетной строке. А потому, честь компенсировать разницу предоставлялась придворным колхозам, заводам и нефтяным скважинам.

Умышленно оставим в стороне вопрос о том, насколько качественно «президентский огород» платил налоги. Потому что есть более интересная деталь — и тогда, и сейчас имущество, находящееся на балансе Государственного управления делами (подразделение Администрации, а теперь Сектарариата президента) подвергалось действию, так называемой «теневой приватизации». 

По прошлым делам, как всем понятно, уже ведутся расследования. Но тем не менее, это не мешает и сегодня, госсобственность находящуюся на балансе Секретариата, например, вносить в уставные фонды различных обществ и проектов.

Одновременно, в опубликованном положении о Секретариате президента ни слова не сказано и нет схемки, рассказывающей о том, как же эта структура будет выглядеть. Есть единственный цифровой показатель — 605 человек.

Но ведь важно, да и просто интересно знать, сколько человек, и в каком департаменте будут тратить деньги налогоплательщиков. Какова структура и численность тех подразделений, которые будут давать президенту рекомендации относительно политико-экономической ситуации в стране и за рубежом, относительно «образования и ликвидации судов, определению количества судей в судах, переводу судей, назначению судей на административные должности в судах; предложения по решению кадровых вопросов, относящихся к полномочиям президента».

Почему важна прозрачность в вопросе того, кто, что и как рекомендует президенту, и сколько у этих людей квалификации и ресурсов, объяснить не сложно. Ведь все хорошо помнят примеры из жизни прошлой Администрации, когда один отраслевой советник, видящий главу государства в пять раз чаще, чем отраслевой министр, фактически руководил ситуацией в той или иной сфере. 

А потому все, и хорошо должны знать кто, как и руководоствуясь чем, в Секретариате: «опрацьовує внесені пропозиції щодо утворення, ліквідації та реорганізації міністерств та інших центральних органів виконавчої влади», «веде облік відповідних кадрів», “здійснює в установленому порядку експертизу прийнятих Верховною Радою України законів, що надійшли на підпис”, “забезпечує контроль за виконанням указів, розпоряджень і доручень президента України».  

Нынешнее же, подписанное президентом положение о Секретариате, не отвечает на все поставленные в статье вопросы. И от этого страдает не только прозрачность. Но и сам глава государства, который никогда не наведет порядок в своем аппарате, если шестьсот чиновников начнут напускать туман формальных пустых отписок и стратегической секретности на вещи, которые формально уже отрегулированы даже в самом последнем колхозе. Имеются в виду процедуры принятия решений, правила маневров с собственностью и деньгами.

Автор
Экономика

НОВОСТИ