17 июля 2006 14:45

Главное, чтобы и.о. не говорили «Иа!»

Такого счастья, как правительству Юрия Еханурова, не выпадало еще ни одному украинскому Кабмину. Вот уже больше трех месяцев чиновники всего лишь выполняют свои обязанности. Формально они как бы делают работу в ожидании скорого увольнения. Однако избрание нового правительства никак не происходит, и команда и.о. продолжает руководить страной.

Это удивительное положение. Ответственности за состояние экономики они уже практически не несут. Однако полномочия остаются прежние.

О чем же могут думать чиновники, которые знают, что завтра их не будет на своих должностях? Казалось бы, они должны служить Родине и быть крайне осторожны, чтобы последователи не уличили их в коррупции и лоббировании чьих-то интересов. Однако это лишь теория.

Предположу, что на самом деле чиновники, и.о., думают лишь о том, чтобы за оставшееся им время заработать побольше денег. Уже нет никакого смысла руководить вверенным сектором экономики. Этого никто не оценит, а зарабатывать авторитет своему последователю просто так вряд ли кто-то захочет. Члены правительства перестают заниматься развитием экономики и начинают вплотную зарабатывать деньги. Безусловно, люди в костюмах по-прежнему ходят на работу и что-то подписывают. Однако, очевидно, вся суть в отсутствии стремления работать в рамках какой-то стратегии. Та тишина, которая сопровождает работу правительства Юрия Еханурова в последние два-три месяца, навевает мысли именно о полной безответственности чиновников. Зато появляется множество решений, которые можно охарактеризовать как «выгодные кому-то».

Безусловно, я не обвиняю какого-то определенного чиновника в коррупции. Несмотря на то, что правительство принимает откровенно выгодные кому-то решения, доказать конкретные факты получения взяток нельзя. С другой стороны, отсутствие доказательств не значит, что явление коррупции отсутствует как таковое. Это как преступность. Может быть недостаточно доказательств, но все знают, что она есть. То же самое со взятками. Теоретически трудно предположить, что просто так могут появляться явно лоббистские решения.

Например, последний месяц отмечен массовым увольнением прежних руководителей государственных органов и назначением новых. Кроме того, создаются новые структуры или расширяются полномочия прежних. В составе МИДа учреждено Украинское агентство международного развития со штатом и автомобилями, а Академия педнаук вдвое увеличила штат, получив дополнительные ассигнования на его содержание. Очень распространены теперь решения о передаче предприятий или структур из подчинения одного ведомства в ведение другого. Нередко государственные предприятия добиваются того, чтобы часть предполагаемых налогов не шла в бюджет, а направлялась на развитие или реконструкцию.

В теории любой бизнесмен может попробовать обратиться к правительству, и.о., чтобы отсрочить введение объекта в эксплуатацию, получить землю или применить особые ставки тарифа в отношении своих предприятий. Естественно, не бесплатно.

Бояться чиновникам, принимающим решения в пользу какой-либо из сторон, нечего. Точнее, некого. Верхняя прослойка государственных служащих – это монолитная субстанция. Однажды попав в нее, очень трудно из нее вывалиться. Отсюда и периодическое возвращение одних и тех же людей на правительственные должности. При Лазаренко он руководил комитетом, при Пустовойтенко – комиссией, при Ющенко (премьере) – министерством. Во времена Янувовича немного не повезло – достался лишь департамент в Кабмине. Однако при Тимошенко и Еханурове карьера вновь наладилась.

Получается, что топ-чиновники очень хорошо знакомы друг с другом. Я почти не слышал, чтобы кто-то из них критиковал предшественника в деталях. Обычно все ограничивалось формулировкой «будем реформировать» или «замечен ряд недоработок». А уголовные дела и служебные расследования заводились обычно не для наказания виновных, а для увольнения слишком «непонятливых».

Однако самый чудесный момент в работе правительства, и.о., – это рост экономики. Парадоксально, но факт - как только чиновники прекращают руководить деловой активностью в стране, ее состояние нормализуется. Подтверждением тому служит возобновившийся рост ВВП в Украине. Повсеместно внедряются новые проекты, обращаются огромные суммы денег. В немалой степени, благодаря безответственности Кабмина.

Получается, от государства требуется только одно – не мешать. Правительству, и.о., погрязшему в решении текущих вопросов, это удается.

Если Президент распустит парламент в июле, то правительству Юрия Еханурова выпадет руководить экономикой еще несколько месяцев. Оно фактически пойдет на второй срок, в течение которого все так же можно действовать в ситуации, когда ответственности нет, а полномочий предостаточно. Однако не стоит опасаться власти, и.о. Она наверняка будет полезна для экономики. Возможно, парламенту и Президенту даже следует всерьез задуматься о переводе Кабмина на постоянный режим работы и.о.