21 сентября 2006 15:58

Свободные экономические зоны: мировой опыт и украинские реалии

Уже стартовал новый бюджетный процесс, который принес  стране много интересного. Достаточно вспомнить, сколько шуму и крику было вокруг инициативы Кабмина ограничить разовые выплаты при рождении ребенка, а также отказ от выплат пенсий по выслуге лет лицам, которые еще не достигли пенсионного возраста, хотя и проработали более 25 лет.  Сюда же добавим повышение  налога на доход физлиц с 13% до 15%.

Однако это всего лишь игры и попытка отвлечь общественное внимание от более важных инициатив, а именно возврата к свободным экономическим зонам.  Тезис « Без СЭЗ нам жизнь не мила» был высказан Азаровым, когда он был еще скромным главой бюджетного комитета (даже страшно подумать, что нас ждет с таким вице-премьером в дальнейшем). Причем Николай Янович потребовал СЭЗ в том виде, в которым они существовали до 28 марта 2005 года.

Как аргумент использовался, и будет использоваться тезис « Весь мир (Китай, Индия и др.) привлекает инвестиции и стимулирует производство через свободные экономические зоны, почему мы не делаем так». Конечно, умные люди понимали, что СЭЗ в украинских реалиях это далеко не тоже что в мировой практике. Однако были всего лишь единичные попытки сделать сравнительный анализ и выяснить, что такое успешное СЭЗ и что предлагают нам. Заполнить этот позорный пробел – как раз и является задачей данной статьи.

Прежде чем перейти к обобщению мирового опыта, напомним некоторые интересные особенности СЭЗ образца 2004 года:

Право на беспошлинный импорт в зону сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации экспортного производства

Хорошая идея: для того чтобы товар был конкурентным, поможем производителю дешевым сырьем. На практике идея приобрела ужасные очертания. Так, к примеру, в Донецкую СЭЗ беспошлинно завозилось мороженое мясо (как правило, сомнительного качества) для изготовления из него мясных изделий. Вроде бы все чудесно, из мяса должны были получать мясопродукты (паштет, колбасу и т.д), однако ушлые предприниматели ничего не думали делать. На партию мяса ставилась бирка « Made in Ukraine» и  товар поступал на украинский рынок, вытесняя отечественных производителей. Чиновникам давался откат, и все оставались довольны. Помимо украинского рынка мясо контрабандой попадало в соседнюю РФ, что, собственно говоря,  стало одной (конечно не главной, но существенной) из причин мясного противостояния  между Украиной и Россией.

Уменьшение ставок налогообложения

Тоже хорошая идея – мол, нужно стимулировать предприятия. Однако все это приводило к тому, что донецкие компании имели конкурентные преимущества перед всеми остальными. Так кондитерские компании АВК (владелец  Владимир Авраменко) и Конти (владелец Борис Колесников) платили меньше налогов, чем Roshen ( владелец Петр Порошенко). Лично мне нравиться продукция Конти, но почему у кого-то по непонятным причинам должны быть привилегии, особенно если компании работают на одном  и том же рынке.

 

ЦИТАТА
"Как можно называть успешной  СЭЗ "Донецк" образца 2004 года, если ни один крупный иностранный инвестор в нее не пришел".

Замечу, что, несмотря на то, что закон «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» был принят еще в далеком октябре 1992 года,  Украина до сих пор не стала раем для инвестиций. Значит, что-то делается  не так. Помимо этого, как можно называть успешной  СЭЗ "Донецк" образца 2004 года, если ни один крупный иностранный инвестор в нее не пришел.

Кстати, почему-то считается, что налоговые льготы единственный способ заманить инвестора. Это далеко не так. К примеру, если сейчас вице-премьер Азаров  заявить, что Украина создает Силиконовую долину и hi-tech компаниям будут предоставлены  невероятные льготы – все равно никто  из мировых монстров не придет. Можете даже не пробовать, все равно ничего не получится.

Теперь перейти к главному, а именно к мировому опыту. Согласно исследованиям консалтинговой компании McKinsey, проведенным в 103 странах, специальные режимы, стимулы  и льготы не имеют решающего значениями при принятии решения о совершении инвестиций. Мало того, льготы зачастую не влияют на объем инвестиций, а лишь снижают эффект от них, поскольку инвестиции были бы сделаны в любом случае. В данном контексте показательный пример завода Volkswagen  в Закарпатье (выпускает Skoda)  и  совместного предприятия Уркпроминвест и  ISUZU в Черниговской области (выпускают автобусы Богдан). Иностранцам отказали в льготах, которыми они пользовались ранее. Вроде бы ситуация ясна, нет льгот – нет и производства. Однако  никто не ушел с перспективного рынка Украины, даже более того, как у Volkswagen та и в ISUZU грандиозные планы инвестирования денег в нашу страну. Это еще раз подтверждает тезис, что льготы не являются залогом привлечения инвестиций.

От опровержения мифов о льготах, перейдем, собственно говоря, к сути – а что же именно является залогом привлечения больших инвестиций. По данным консалтингового агентства, основными з для инвесторов является наличие рынка сбыта и качественная инфраструктура.

Рынок сбыта

Одни из самых больших инвестиций (примерно $3,5млрд, а за 2006 год $1,6 млрд.) за годы независимости Украины сделали как ни странно операторы мобильной связи. Нужно отметить,  что никаких льгот Kyivstar, UMC   и другим операторам  не было сделано, даже более того в свое время был принят закон о бесплатных входящих звонках,  против которого резко выступили все участники мобильного рынка. Подобная ситуация не идет ни в какое сравнение с металлургами, которым правительство все время поддерживает штаны, а они все никак не торопятся инвестировать в модернизацию производства.

Основной причиной больших инвестиций в развитие мобильной связи  стало наличие крупного рынка сбыта. В Украине проживает около 50 млн. человек, а доходы населения каждый год увеличиваются примерно на 20-30%.  Все это стало катализором ежегодного увеличения рынка мобильной связи примерно  на 100%

Благодаря этому в нашей стране сложилась уникальная ситуация, когда на рынке мобильной связи работает сразу 5 операторов. К примеру, в Великобритании их 4, в Италии и Испании по 3. Также благодаря наличию крупного рынка сбыта, в Украину пришли инвесторы в автомобильную промышленность (Kia Motors, Hyandai), в ритейл (Metro, IKEA) и другие сферы. 

Наличие развитой инфраструктуры

Согласно опросу 30 топ-менеджеров компаний, который перенесли свои бизнес-процессы в Индию, определяющими факторами для них стали качество инфраструктуры и наличие квалифицированной рабочей силы. Без наличия инфраструктуры, а именно развитых hi-tech  технологий, аэропортов, гостиниц, хороших автобанов, качественных портов и т.д. нельзя рассчитывать на серьезные инвестиции. Никто не приедет из пустыни делать рай.  И чем быстрее это поймут в Кабмине, тем лучше будет для страны.

Поскольку любая аналитика в конечном итого должна предложить что-то конструктивное (в ином случае это будет тупое мочилово бедных министров), то предлагаю свое видение инвестиционной политики.

Во-первых, всецело поддерживаю льготы двум промышленностям Украины: судостроительной и авиастроительной. Дело в том, что это сферы с длительным производственным процессом (корабль или самолет строится несколько лет) и требуют помощи государства. Кстати так делается во всем мире, достаточно вспомнить мегаподдержку Boeing и Airbus.

Во-вторых,  уже сейчас нужно отменить НДС при импорте высокотехнологического оборудования, а то получается, что инвестиции в виде оборудования облагаются налогом еще до того, как они начали работать.

Что же касается требований к СЭЗам, то их как минимум два:

· В СЭЗ могут производиться только товары, которые не имеют украинских аналогов. К примеру,  в CЭЗ не могут выпускать кондитерскую продукцию, колбасные изделия, автомобили и т.д.  Вариант, когда продукция выпускается якобы только для экспорта не подходит – ведь все равно будет контрабанда.

· Должен быть установлен четкий перечень товаров с таможенными кодами, которые могут завозиться без пошлин,  в ином случае СЭЗ опять станут источником контрабанды. При этом нельзя поддаться на уловку « в СЭЗ без пошлин будут завозиться только  высокотехнологичные товары», поскольку Украина уже это проходила, и вся страна была завалена дешевым ширпотребом.

Если вышеперечисленные требования не будет соблюдены, то можно говорить с большой вероятностью, что в Украине начнется Большой Деребан, и мы опять будем откинуты на несколько лет назад. Замечу, что это в интересах некоторых жителей Украины, но никак ни всей страны.

Алексей Мушак, эксперт Института национальной стратегии Украины, специально для "Экономики"

Автор
Экономика

НОВОСТИ