09 декабря 2019 12:06

Энергорынок "на ручнике"

Энергорынок "на ручнике"

Скандальную "поправку Геруса" Верховная Рада отменила, но оставила возможность Кабмину ее обходить, а регулятору — ограничивать цены. И это рынок электрической энергии?!

Верховная Рада во втором чтении и в целом в среду, 4 декабря, проголосовала за законопроект №2233 о внесении изменений в Закон "О рынке электрической энергии". Голоса "за" отдали 274 народных депутата, 233 из которых представляют пропрезидентскую фракцию.

Народные избранники сосредоточились на так называемой поправке Геруса, в результате принятия которой еще при первом чтении названного законопроекта в украинскую объединенную энергосистему (ОЭС) хлынула российская электроэнергия. Причем, как объясняли в ходе заседания, необходимость в импорте электроэнергии к моменту второго чтения законопроекта №2233 практически исчезла. Поэтому с чистой совестью депутаты приняли очередную поправку, запрещающую двусторонние импортные контракты без позволения на то регулирующих органов.

Автор разрешительной поправки, глава парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус убеждал, что в ней сейчас нет необходимости. Но энергосистемы Украины и РФ по-прежнему соединены…

Основные моменты законодательно утвержденных поправок.

Запрет двусторонних контрактов на импорт электроэнергии (из РФ). Как уже сказано, согласно документу запрещается, в частности, продажа и/или поставки электроэнергии, импортируемой из Российской Федерации, по двусторонним договорам и на внутрисуточном рынке.

Но изюминка состоит в том, что одновременно депутаты оставили за Кабинетом министров право… отменять запрет. Временно, на случай необходимости. И определять срок возобновления действия запрета на импорт. Правда, элегантно? Только никак не рыночно. Это по сути "ручное" регулирование импорта, да и экспорта заодно.

И здесь интересный момент: как быть с Бурштынским энергоостровом, который тоненьким ручейком связывает часть энергосистемы Украины с Европой? И контролирует эту связь компания Рината Ахметова. Энергоостров так и оставят в руках Ахметова? Почему-то депутаты об этом не особо кричали…

Пропускная способность и полномочия регулятора. Это следующая изюминка указанного закона. Электроэнергия не может бесконтрольно экспортироваться и импортироваться. Для этого желающие должны выкупить у оператора энергосистемы (то есть у "Укрэнерго") планируемые мощности. Проще говоря, если тебе не хватает для обеспечения контрактов, скажем, 10 кВт электроэнергии, ты обязан ее закупить на… аукционе, где пальму первенства держит самая дорогая "зеленая" энергетика. "Энергоатому" с его копеечной энергией отвели максимум 15-процентную долю на свободном рынке, остальное он, как и гидрогенерация, обязан поставлять для обеспечения нужд прежде всего населения.

Но "зеленых" не тронули, видимо, рука не поднялась: как платили им даже за необязательно необходимую электроэнергию, так и будут платить. За счет тех же "Энергоатома" и "Укргидроэнерго".

Депутаты уполномочили регулятора (к нему еще вернемся) до конца декабря 2020-го ограничивать доступную пропускную способность, распределяемую на суточных и месячных аукционах, в части межгосударственных связей между Украиной и государствами, которые не являются сторонами Энергетического сообщества. То есть с бывшими республиками Союза?

Согласно решению парламентариев регулятор — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) — теперь также имеет право аннулировать результаты годового аукциона, на котором распределена пропускная способность на 2020 г. в части межгосударственных связей между Украиной и государствами, не являющимися сторонами Энергетического сообщества. В таком случае должны быть возмещены средства, уплаченные за распределенную пропускную способность.

Теперь подробнее о регуляторе. Возложив столь важные полномочия на регулятора, парламентарии не забыли, что согласно решению Конституционного суда по сути Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, является незаконной. Поэтому 5 декабря Верховная Рада одобрила в первом чтении законопроект №2490-1, направленный на приведение деятельности регулятора в соответствие с требованиями Конституции Украины. Хотя на рынке говорят, что все это понадобилось, чтобы в регуляторе были "свои" люди. Это решение поддержали 262 народных избранника.

Зачем торопиться с регулятором? Не говоря о других аспектах (например, установление цен на транспортировку тому же "Газпрому" и согражданам), достаточно отметить, что именно НКРЭКУ должна сначала утвердить законность операторов транспортировки газа и электроэнергии. Со своей стороны, оба претендента в максимально сжатые сроки подготовили требуемые документы для сертификации регулятором и Энергетическим сообществом. И теперь только ждут, когда же НКРЭКУ даст добро, а за ней — и Секретариат Энергетического сообщества. Надеюсь, они успеют в срок, несмотря на недавнюю масштабную ротацию в Нацкомиссии (или благодаря ей?).

Но вернемся к основным аспектам законопроекта №2233.

Предельняя нижняя цена. В принятом 4 декабря документе указано, что со дня начала функционирования рынка на сутки вперед и до 31 декабря 2019-го включительно предельная нижняя граница обязательной продажи электроэнергии производителями на этом рынке не может быть меньше 10% их месячного объема продаж электроэнергии в соответствии с правилами рынка. Вот как грамотно: сначала все ограничили, а теперь еще и обязали. Это по-нашему, по-рыночному…

При этом с 1 января 2020-го до 31 декабря 2025-го включительно предельная нижняя граница обязательного месячного объема продаж электроэнергии производителями и импортерами на рынке на сутки вперед не может быть меньше 15% их месячного объема продаж электроэнергии в соответствии с правилами рынка. Чем не рынок на ближайшие пять лет?

Предельные цены. В случае существенного колебания цен на рынке на сутки вперед, внутрисуточном и балансирующем рынках и в соответствии с методикой, определенной регулятором, НКРЭКУ имеет право устанавливать предельные цены на рынке на сутки вперед, внутрисуточном и балансирующем рынках для каждой торговой зоны с соответствующим обоснованием.

Уровень предельных цен должен влиять на формирование свободной цены минимальным образом. Предельные цены устанавливаются регулятором после консультаций с Антимонопольным комитетом Украины. По мнению идеологов законопроекта, это также должно сдержать рост цен на электроэнергию для населения.

Представляя законопроект, Андрей Герус пояснил необходимость своей поправки улучшением конкуренции на электроэнергетическом рынке страны, что может привести к снижению цены на электроэнергию для промышленных потребителей.

Откуда же возьмется "свободная" минимальная цена (надо понимать, рыночная цена), если о ней со всех сторон так пекутся? Да еще и вразнобой? И что в итоге получит население?..

На парламентском заседании не раз звучало, что комитет, возглавляемый Андреем Герусом, "принимает решения кучкой приближенных депутатов, а голоса остальных не учитываются". В принципе, в ТЭКовском (и не только) комитете Верховной Рады практически всегда так было, так что не стоит удивляться. Другое дело, что надо учиться отстаивать свою точку зрения. Например, как Герус, — назначать заседание комитета в последнюю минуту, не указывая места встречи.

Из предыстории. Верховная Рада Украины 18 сентября одобрила поправку народного депутата Андрея Геруса в Закон Украины "О рынке электрической энергии", разрешив покупать по двусторонним договорам электроэнергию у стран, которые не являются членами Европейского Энергетического сообщества. Как утверждал автор поправки Герус, импорт должен был осуществляться из Беларуси. Однако с 1 октября начался импорт электроэнергии из России, который в ноябре вырос втрое по сравнению с октябрем и занял 15% украинского рынка. В результате останавливаются украинские ТЭС и шахты.

Кстати, о ТЭС и угле. Андрей Герус сообщил в ходе обсуждения ко второму чтению законопроекта №2233, что проблема с углем марки "А" (антрацитный) действительно существует, и многие ТЭС и ТЭЦ вынуждены использовать альтернативное топливо, то есть в основном природный газ. По словам Геруса, переговоры о поставках угля марки "А" и газа ведутся, но это непростой политический вопрос, так как оба эти энергоносителя в основном российского происхождения.

Но что касается регулирования внутренних цен на электрическую энергию, законопроект №2233 уже все определил.